На пресс-конференции выступили Лина Зернова, сопредседатель Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Сергей Виноградов, председатель Межрегиональной экологической организации «Зелёный фронт», Сергей Грибалев, руководитель лаборатории общественного контроля, и Николай Кузьмин, председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области.
Еще были приглашены представители Комитета государственного экологического надзора правительства Ленобласти, Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, Природоохранной прокуратуры Ленобласти, 114-го отдела полиции ОМВД России по Ломоносовскому району Ленобласти, 14-го отдела Управления БЭП ГУМВД РФ по СПб и ЛО. Представители на пресс-конференцию не прибыли.
Лина Зернова рассказала о том, какие радужные планы были у властей Ленинградской области, когда в начале нулевых годов создавали производственную зону «Горелово». В начальственных кабинетах она виделась эдакой идеальной площадкой для развития бизнеса. Производственным кластером – зоной опережающего развития! А что – есть все условия. Территория Ломоносовского района Ленобласти примыкает к юго-западной окраине Санкт-Петербурга. Идеальное место для развития крупного бизнеса. Это было ровно десять лет назад. Сегодня в «Горелово» действительно работает ряд крупнейших компаний Северо-Запада, России и даже Восточной Европы.
– Мы поехали туда, – рассказывает Лина Зернова. – Эта красивая мечта пошла на дно. Она утонула в отходах. Нелегальных отходах. Причем утонула не где-то в медвежьем углу. А под носом у правительства области и города.
Сергей Виноградов обрушил на журналистов убийственные факты. Он с документами в руках заговорил о том, какую кучу отписок получил «Зелёный фронт» от начальников всех мастей и калибров:
– Над свалками стоит жуткий запах. Земля залита мазутом, кислотами, и всё это на берегах речек Большая и Малая Койровка, у Лиговского канала в наглую ведется обжиг автомобилей. На землю льют кислоты из аккумуляторов. Мы обнаружили выведенную кем-то из-под земли трубу диаметром полтора метра, из которой несколько месяцев лились канализационные стоки и заливали все вокруг. Сюда могут втихую вывозить токсичные отходы. Но ведь все эти токсиканты не лежат на месте, по речкам Большая и Малая Койровка, через Лиговский канал все эти опасные загрязнения попадают в умирающий Финский залив. Мы засекли в промзоне и вырубку леса. Потом ее быстро засыпали отходами. Площадь промзоны – 200 гектаров. А нелегальные свалки накрыли уже 25% этой территории. Штрафы за все эти художества мизерные. И нарушители чувствуют себя совершенно вольготно.
Лина Зернова добавила весомую деталь. Грязный, нелегальный мусорный бизнес начинает душить обосновавшиеся в «Горелово» крупные предприятия. «Мы теряем клиентов, несем финансовые убытки на расчистку, ремонт дорог, уборку бесконечных мусорных куч, – говорится в обращении директоров семи крупнейших компаний к главам обеих ветвей власти Ленинградской области Александру Дрозденко и Сергею Бебенину. – Наши обращения в полицию остаются без ответа… Просим вас взять мусорный вопрос под контроль и принять меры к нормализации ситуации в «Горелово».
Руководитель Лаборатории общественного контроля Сергей Грибалёв бывший глава Департамента государственного экологического контроля правительства Ленобласти, чиновник с 15-летним стажем раскрыл криминальную составляющую нелегального мусорного бизнеса.
– В этой сфере в обороте до пяти миллиардов рублей, – рассказал Сергей. – И эти деньги криминальные, они разлагают всё вокруг себя в промзоне. Директорам предприятий предлагают принять участие в этих махинациях. А если они не соглашаются, тут же появляются представители всевозможных природоохранных контор. Рядом с территорией, принадлежащей предприятию, директор которого послал бандитов куда следует, буквально в пятистах метрах из куч отходов течет в Большую Койровку жижа, в которой ртути больше чем 600 ПДК. Но проверять будут директора, который не хочет идти в криминал. Правительство Ленобласти любит заявлять – мы в области охраны природы лучшие в России! Это неправда. Мы теряем своих близких. Смертность от рака достигла ужасающих значений. Посмотрите на эти фотографии свалки в «Горелово». Эту огромную свалку можно смело назвать свалкой имени Александра Дрозденко, губернатора области.
Николай Кузьмин, председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области обстоятельно стал рассказывать, что же нужно сделать для решения свалочной проблемы.
– Я во многом согласен с Сергеем Грибалевым. – сказал он. – Контролирующие органы работают. Трудятся. Но это – одна видимость. Мы сообщаем в природоохранную прокуратуру – появилась нелегальная свалка. Они нам в ответ – свалки уже нет, виновные оштрафованы. Но это не работа. Это показуха! Нам нужно открывать новые полигоны, с современными технологиями переработки отходов. Новые мусороперерабатывающие комплексы.
Я спросил Кузьмина:
– Где еще можно ждать появления новых свалок, чтобы правительства города и области зашевелились? Неужели на Дворцовой площади?
– В этой отрасли специалистов осталось мало, – ответил он. – На местах сидят менеджеры и юристы. И для них – что делать с отходами, как перерабатывать, куда везти – темный лес. Вспомните ситуацию с полигоном твердых бытовых отходов в Балашихе в Подмосковье. Понадобилось обращение местных жителей к Президенту в ходе прямой линии, чтобы проблему стали решать. Но этого мало. Необходимо создавать продуманную систему, включающую раздельный сбор, сортировочные площадки, изолированные от грунтовых вод полигоны, переработку вторичного сырья. Если не создадим – завтра будет только хуже.
Долгие годы власти, экономисты всех мастей рассказывали нам – пока не наладим экономику, будет не до экологии. И вот зона «Горелово» – ярчайший пример, того как передовой промышленный кластер стал зоной экологического бедствия. Не думаю, что власти города и области усвоят этот урок. Даже когда большие промпредприятия в «Горелово» начнут закрываться. Курочку, несущую золотые яички не просто зарежут, а предварительно утопят в токсичных отходах.
Виктор Терешкин