Начало > Эко новости > Нанотехнологии помогают цветам привлекать пчёл

Нанотехнологии помогают цветам привлекать пчёл

23/10/2017 08:11 / 👁 1457 / Источник / Поделиться:
Что только не придумывают растения, чтобы привлечь насекомых: подделывают запахи, подмешивают в нектар кофеин и даже нанимают муравьёв, которые, подобно охране в ночном клубе, пропускают только благонадёжных опылителей. Теперь международная команда биологов и физиков уличили многие виды цветковых растений в использовании нанотехнологий. В основании лепестков урсинии Ursinia speciosa содержится синий пигмент. Но видимый пчёлам голубой ореол возникает благодаря особой текстуре лепестков. Фото Edwige Moyroud. В основании лепестков урсинии Ursinia speciosa содержится синий пигмент. Но видимый пчёлам голубой ореол возникает благодаря особой текстуре лепестков. Фото Edwige Moyroud.

Предыдущие исследования неоднократно показывали, что дикие пчёлы предпочитают цветы фиолетового и синего цвета, потому что те, как правило, вырабатывают больше нектара. Но в природе такая окраска встречается очень редко, так как синие пигменты гораздо сложнее красных и жёлтых каротиноидов, и для их производства требуется больше энергии.

Но оказывается, многие растения научились обходить эти трудности с помощью уникальных оптических трюков. Учёные из Кембриджского университета, Королевских ботанических садов Кью и швейцарского Института Адольфа Меркле обнаружили на многих цветках наноразмерные структуры, которые рассеивают свет, порождая волны синего-ультрафиолетового спектра. Под определённым углом зрения они создают вокруг цветка голубой ореол.

Беверли Гловер (Beverley Glover) и её коллеги исследовали с помощью электронного микроскопа цветы ослинника Oenothera stricta, урсинии Ursinia speciosa и гибискуса тройчатого Hibiscus trionum.

Исследователей заинтересовала необычная текстура поверхности лепестков, образованная крошечными бороздами и впадинами, которые со стороны напоминают лежащие в пачке макароны. Конечно, эти линии были хорошо известны ботаникам и прежде, но до сих пор они считались случайным природным рисунком и мало кто догадывался об их истинном назначении.

"Мы всегда полагали, что беспорядок, который мы наблюдали на поверхностях лепестков, был просто случайным побочным продуктом жизни, – говорит Гловер в пресс-релизе. – Для нас стало настоящим сюрпризом то, что в этом беспорядке генерируется важный оптический сигнал, который позволяет пчёлам быстрее находить цветы".

Чтобы убедиться в необычных способностях цветков, исследователи воссоздали нанотекстуру на искусственных лепестках и в ходе лабораторного эксперимента наблюдали за реакцией пчёл. Оказалось, что насекомые могут различать цветок с узором и без него, даже если они покрашены в одинаковый чёрный или жёлтый цвет.

Когда исследователи установили рядом с разными типами лепестков кормушки с сахарным раствором и горьким хинином, пчёлы смогли дистанционно распознавать нужные "цветы" по синему ореолу.

Анализ показал, что у разных видов растений узор сильно отличается по высоте и ширине гребней, а также по интервалу между ними. Часто даже на одном лепестке рисунок не был однородным. При этом все обследованные растения создавали голубое свечение, хорошо заметное для пчёл, фоторецепторы которых особенно чувствительны к синей части ультрафиолетового спектра.

Снимок поверхности лепестка урсинии, сделанный с помощью сканирующего электронного микроскопа.

По мнению авторов статьи, опубликованной в журнале Nature, это свидетельствует о том, что беспорядочные структуры у разных цветов развивались независимо друг от друга, но в результате эволюции все они приобрели полезное для размножения свойство.

Стоит отметить, что человеческий глаз может различать синий ореол, исходящий лишь от некоторых тёмно-окрашенных цветков, например, в виде синего отлива чёрных тюльпанов. Но на жёлтом или красном фоне такое свечение для нас совершенно невидимо.