Девственные самки пауков активно участвуют в заботе о чужом потомстве, причем одна из форм заботы заключается в том, что они позволяют подрастающим паучатам себя съесть. Работа датско-немецких биологов, описывающих эти наблюдения, опубликована в журнале Animal Behaviour.
Явление матрифагии и раньше было известно ученым, изучающим пауков. Оно описывается как поедание подрастающими особями своих матерей и обычно происходит в конце фазы вскармливания, на протяжении которой мать кормит детей, отрыгивая им свои соки. Другое распространенное в животном мире поведение — аллопарентальная забота, или любая форма заботы о чужом потомстве. Пауки, например, обволакивают яйца паутиной вне зависимости от того, кто их отложил, и кормят чужих паучат, отрыгивая для них пищу подобно тому, как пчелы отрыгивают мед. Но ученые не знали, как репродуктивный статус пауков влияет на склонность к аллопарентальной заботе и насколько распространена матрифагия среди самок, которые не давали потомства.
Авторы новой работы выбрали для наблюдений пауков вида Stegodyphus dumicola, у которых лишь около 40 процентов самок дают потомство, но остальные самки тоже участвуют в заботе о детенышах. Ученые решили выяснить, насколько последним свойственно отдавать себя на съедение паучатам и в чем состоит отличие между тем, как ухаживают за отпрысками девственные самки и самки-матери.
Наблюдения проходили в лаборатории. Ученые привезли из Южной Африки 24 гнезда пауков Stegodyphus dumicola, вырастили молодых особей и отделили самок, которые подходили к зрелому возрасту, чтобы сохранить их девственность. Спаривание происходило под строгим контролем ученых, в отдельных контейнерах, причем самца и самку выбирали из одного и того же гнезда (особи этого вида социальнее других и живут семьями).
Чтобы проверить, будут ли девственные самки ухаживать за чужими отпрысками, пауков организовали в 192 группы, в каждой из которых содержались три девственные самки и две спаренные, все из одного гнезда. Особей пометили красками разного цвета. Наблюдения за тем, как пауки будут ухаживать за выводками, начались с того момента, когда самки стали откладывать яйца, и продолжались следующие 18 недель. За эпизодами кормления экспериментаторы наблюдали на протяжении 10 месяцев от начала несения яиц.
Анализу подверглись те ухаживающие за выводком группы, в которых пауки сплели не менее двух коконов для яиц, итого 171 группа. Во время кормления экспериментаторы помещали добычу в контейнеры и наблюдали за тем, кто первый ее атакует и атакует ли кто-нибудь, и отбирали те группы, где атакующих было более одного (всего 113 групп). Поскольку наблюдать кормление с помощью отрыгивания питательной жидкости, так же как матрифагию, было сложнее, ученые выбрали несколько групп и вели постоянные видеонаблюдения за ними после того, как яйца вылупились. В качестве основного показателя ученые рассчитывали вероятность, с которой самка будет участвовать в уходе за потомством.
Часть самок, которая вила коконы (а, ось y) и атаковала добычу (b, ось y). По оси x: девственные самки (слева), матери (справа). Anja Junghanns et. al., Animal Behaviour, 2017
Согласно результатам, девственные самки плели коконы для яиц значительно реже, чем матери (P < 0,001), но чаще участвовали в нападении на жертву (P = 0,01). Во всех пяти группах, которые наблюдались на видео, взрослые особи отрыгивали пищу для кормления: так делали все девственницы (14 особей) и матери (пять особей). За восемью группами ученые наблюдали в конце фазы вскармливания, и во всех восьми наблюдали матрифагию: на съедение отдали себя 35 процентов девственниц (восемь из 23) и 25 процентов матерей (две из восьми). Часть самок погибла по неизвестным причинам (12 девственниц и две матери), но не была съедена, небольшая часть выжила (три девственницы и четыре матери).
Таким образом, паучихи-девственницы чаще охотились, реже плели коконы и с большей готовностью кормили отпрысков как остатками пищи из глотки, так и собственными органами. Ученые признают, что степень разделения задач по уходу за выводком между матерями и девственницами оказалась невелика. Однако они считают, что эти результаты говорят в пользу распределения ролей в сообществе согласно репродуктивному статусу самки, и связывают это с нормальными инстинктами, которые присущи социальным животным.