Если законопроект примут, издержки производителей возрастут — это ускорит рост цен. Но иного способа добиться стопроцентной утилизации отходов не существует, считают эксперты. На сегодняшний день степень переработки промышленных отходов в России не превышает 35%.
Производителей и импортеров товаров могут обязать самостоятельно заниматься утилизацией мусора, который остается от их продукции, в том числе упаковки. Соответствующие поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» подготовило Министерство строительства и ЖКХ РФ.
Законопроект содержит ряд смелых норм. Импортеры и производители (за исключением тех, кто выпускает товары на экспорт) обязаны будут декларировать количество продукции, проданной на территории России. На базе этих данных будет определяться объем образовавшегося мусора, который необходимо утилизировать. Чтобы заниматься этим самостоятельно, производитель должен будет открыть на соответствующей территории пункты раздельного сбора мусора. Подобная деятельность не будет лицензироваться, следует из проекта документа.
В документе отмечено, что для самостоятельной утилизации можно создавать ассоциации производителей и импортеров.
Если предприниматели не планируют самостоятельно заниматься утилизацией, им придется платить экологический сбор. Его размер будут определять власти регионов, в бюджет которых станут поступать эти средства.
Согласно тексту законопроекта, уничтожение будет проходить «путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами... с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов».
По словам директора ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслана Губайдуллина, уже разработаны нормативы по утилизации для 36 категорий товаров и услуг. Для большинства категорий производителям для начала необходимо будет тем или иным способом обеспечить утилизацию 10–15% отходов своей деятельности.
— Мы настаиваем, чтобы нормативы по утилизации подняли до 100%. Этому противятся производители: им это невыгодно, но это единственный способ повысить уровень утилизации, — пояснил он.
Руслан Губайдуллин признал, что новация может привести к росту цен, но, по его мнению, подорожание не будет значительным.
— Например, полностью утилизировать монитор стоит 100–120 рублей. Всё равно больше денег уйдет на утилизацию свалок, лечение граждан из-за плохой экологии, — отметил Руслан Губайдуллин.
Вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты Андрей Усенко также отметил, что нововведения отразятся на конечной цене товаров.
— Других способов компенсировать расходы нет. Но если всё будет сделано разумно, то производители это воспримут адекватно, поскольку ситуация с отходами уже критичная, — заявил он.
При этом, как признал Андрей Усенко, вызывает опасения конечная реализация идеи.
— Мы в курсе этой инициативы и внимательно за ней следим. Сама идея логична: каждый платит за утилизацию своего мусора. Но многое зависит от того, как это будет работать. Пока прописаны только общие положения, конкретики нет. Часто проблемы вылезают при принятии подзаконных актов, — отметил он.
По мнению Усенко, установление тарифов экологического сбора на уровне местных властей может создать неравные условия в различных регионах.
— Будут разные тарифы. Богатые территории могут стараться снизить это бремя, а бедные будут стараться заработать. Но логика в этом есть, таким образом территория получает возможность создавать инвестклимат, — считает Андрей Усенко.
В Минстрое и Минпромторге от комментариев воздержались.