Электромобили — это замечательно, но в российских реалиях куда логичнее выглядит приобретение гибридного автомобиля, сочетающего в себе два двигателя. Оказывается, эта идея появилась тоже не вчера.
Интересно, что самые первые комбинированные силовые установки использовались вовсе не для машин, а для подводных лодок и тепловозов. Был электрический мотор и был дизельный, активизировались они в разных режимах и экономили массу ресурсов. А перенести похожую конструкцию на машину первым додумался небезызвестный Фердинанд Порше.
Semper Vivus — первый в мире гибридный автомобиль
Автомобиль под названием Semper Vivus появился в 1900 году. Под капотом — бензиновый мотор и аккумуляторная батарея, а в каждом колесе — дополнительный электродвигатель. Автомобиль развивал скорость 60 километров в час, именно на нем Фердинанд год спустя выиграл одно из ралли.
В начале ХХ века конкуренция была достаточно серьезной. Конструкторы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не желали сдавать позиции, к тому же в Техасе была найдена нефть, что позволило существенно удешевить топливо. Кроме того, была решена проблема с запуском двигателя — появился электрический стартер. Были и другие факторы, что в США, что в Европе.
Один из них — дорожное строительство. Сеть дорог становилась густой и разветвленной, поездки на личном автомобиле — все дальше и дальше. Необходима была машина, способная на одной заправке проехать как можно большее расстояние. А тут еще и народные дешевые автомобили вроде «Форд Т». Словом, к концу
Хорошая разработка в области гибридного автомобилестроения появилась в
Кстати, частично именно эта технология используется в гибридных автомобилях и сегодня. Идея вылилась во вполне конкретный автомобиль под названием GM 512 Hybrid; он появился на рынке в 1969 году. На одном лишь электромоторе он разгонялся до 16 километров в час, затем на обоих двигателях — до 21 километра в час. Дальше включался ДВС, другое дело, что максимальная скорость на нем была совсем невысокой —
Велись разработки в области гибридных автомобилей и в Советском Союзе. Так, например, конструктор Нурбей Владимирович Гулиа занимался прототипом на базе грузовика
Помните нашумевший российский проект гибридной машины под названием
А пока словосочетание «гибридный автомобиль» навевает ассоциации прежде всего с автомобилем Toyota Prius. У нас их довольно много, и в свое время эта машина стала настоящим прорывом. Все дело в том, что раньше гибридные силовые установки были просто гигантскими, но создатели этой модели ухитрились сделать оба двигателя компактными, а саму машину — тихой и плавной, причем при торможении энергия впервые частично начала использоваться для подзарядки аккумуляторов. И хотя «Приус» и запчасти к нему стоят очень и очень недешево (новая батарея, например, обойдется в несколько тысяч долларов), но все же именно этот авто является самым продаваемым гибридным транспортным средством в мире, а, кроме того, входит в десятку автомобилей, изменивших мир. На «Приусах» любят ездить звезды, демонстрирующие бережное отношение к окружающей среде, например Леонардо Ди Каприо.
* * *
Сегодня на мировом рынке масса гибридных моделей. Это ведь так удобно, когда весьма габаритная машина потребляет всего 3–4 литра топлива на сто километров пробега, но при этом вам не нужно быть привязанным к отнюдь негустой сети электрозаправок! Все крупнейшие мировые производители предлагают такие модели.
Правда, вера многих в то, что гибридные и силовые автомобили совершенно чисты с экологической точки зрения, вызывает у специалистов разве что улыбку. Ведь энергия для перезарядки батарей вырабатывается конкретной электростанцией, которая также загрязняет атмосферу, да и производство и утилизация батарей совсем не безобидны для окружающей среды. Впрочем, это уже совсем другая история…
Фото: Jack Taylor / Stringer / Getty Images, commons.wikimedia.org, T3 Magazine / Contributor / Getty Images, QAI Publishing / Contributor / Getty Images, Tomohiro Ohsumi / Stringer / Getty Images