Что же заставляет людей воспринимать странных и пугающих созданий симпатичными? Почему мы смотрим с умилением на прыгающего паука или мадагаскарскую руконожку?
Оказывается, по тем же причинам, что и на котят, щенков или кроликов: большие глаза, большие головы и мягкие тела. Эти качества, свойственные малышам, вызывают у взрослых людей инстинкт беречь и защищать, говорят эксперты. Австрийский этолог Конрад Лоренц охарактеризовал это поведение как «бэби-схема».
К милым уродцам можно отнести ленивцев, долгопятов, рыбу-каплю, пустынных дождевых лягушек и пауков-скакунчиков. «Детские черты, присущие этим животным, заставляют нас думать, что они нуждаются в нашем дружеском общении и заботе, вызывая прилив теплых эмоций», — объясняет профессор Джошуа Дейл из Токийского университета свободных искусств и соредактор проекта «Эстетика и аффекты красоты».
Жуткое, но симпатичное
В Японии, стране огромных аниме-глаз и Hello Kitty, милые уродцы имеют собственное имя — kimo-kawaii. Примерно его можно перевести как «жутко-симпатичное», говорит Хироши Ниттоно, директор Лаборатории когнитивной психофизиологии в университете Осаки.
Например, японцы очень любят гигантских изопод — ракообразных, похожих на больших тараканов. В магазинах игрушек даже есть их копии, которые пользуются спросом. Книжные иллюстрации kimo-kawaii изображают сурикатов, рыбу-каплю и асцидии.
По словам Ниттоно, суть понятия состоит в том, что животное может показаться неприятным вначале, но потом наблюдатель все-таки найдет его интересным, захочет подойти и рассмотреть. Ученый также обнаружил, что у нашей бэби-одержимости есть преимущество: внимание к деталям.
В недавнем исследовании под руководством Ниттоно студенты из университета играли в детские конструкторы. После просмотра изображений щенков и котят у них улучшались навыки мелкой моторики, но когда они видели фотографии взрослых кошек и собак, никаких изменений в их работе не было.
Феномен милого уродства напоминает психологу Ориану Арагон из университета Клемсона эстетику фильмов ужасов и других жанров поп-культуры, где «чем хуже, тем лучше». Большинство скажет, что страшное существо является «игривым способом» охвата чего-то за пределами нормы, считает Арагон. Например, мадагаскарская руконожка ай-ай, ночной примат с кривыми как у скелета пальцами, но выразительными глазами.
Ниттоно соглашается, предполагая, что люди, видя такое эксцентричное создание, могут испытывать чувство, которое активирует не заботливые инстинкты, а скорее эмоции радости и легкомыслия. «Кароче говоря, им просто смешно», — заключает психолог.