Для физических лиц сумма административного штрафа за добычу подземных вод без лицензии составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн рублей.
Собственно, обязанность лицензировать добычу подземных вод формально существует с 1992 года. Но до сих пор на это «закрывали глаза» — в Московской области есть даже водоканалы, которые не имеют подобных лицензий. По словам министра экологии Московской области Александра Когана, главная проблема заключается в том, что собственники скважин зачастую не знают о том, что добыча подземных вод — это один из видов недропользования, которое нельзя осуществлять без лицензии. Особенно это касается садовых некоммерческих товариществ (СНТ), которые эксплуатируют большинство подмосковных скважин.
Именно поэтому специалисты Минэкологии уже полгода проводят в муниципальных образованиях совещания и административные рейды, в ходе которых разъясняют собственникам механизм лицензирования, и даже объявляли мораторий на применение мер административного воздействия: выдавали предписание о необходимости получения лицензии, но не штрафовали. Тем, кто успеет обратиться за лицензией в ближайшие три недели, штраф также не грозит.
В Минэкологии говорят, что в сентябре начнут не с частников. В Лотошинском районе, например, обнаружили совхоз, который эксплуатировал 14 скважин без лицензии, в Наро-Фоминском районе водоканал сейчас оформляет документы на 20 скважин, каширское предприятие обеспечивало водой едва ли не весь район из 49 нелицензированных скважин, в Дмитровском районе водоканал незаконно эксплуатировал 36 скважин.
— В Московской области остро стоит вопрос лицензирования подземных вод. Бесконтрольная добыча воды ведет к истощению запасов, несоблюдению правил пользования источниками воды, загрязнению подземных вод, — рассказал «Известиям» министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган. — В конечном счете это вопрос о том, какого качества воду пьют люди.
Со среды активисты Всероссийского общества охраны природы (ВООП) начинают массовые проверки и поиск нелицензированных скважин. Начнут с Люберецкого района.
— 10 августа пройдет первая проверка, но в ближайшее время общественники проведут такие проверки в Истринском районе, Лобне и Мытищах, — сообщил «Известиям» председатель московского областного отделения ВООПа Яков Бакунев.
По данным Росгидромета, на территории Московской области действует около 10 тыс. водяных скважин. Лицензию, по словам экспертов, имеет лишь половина.
По закону скважиной на личном участке можно пользоваться и без лицензии. Но для этого надо соблюсти одновременно три условия, что не всегда выполнимо.
Первое условие — объем добываемой воды должен составлять менее 100 куб. м в сутки, второе условие — вода добывается выше водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения, третье условие — добыча подземных вод осуществляется лишь для собственных нужд и не связана с предпринимательскими целями.
Как сообщили в Минэкологии Московской области, с 1 января 2015 года по 1 июля 2016 года выдано всего 107 лицензий на пользование недрами в части подземных вод. В 2015 году рассмотрено 341 заявление, касающееся лицензирования скважин, а по состоянию на 1 июля 2016 года рассмотрено 334 заявления. В целом примерно половина скважин в Подмосковье имеют лицензию. Больше всего нелицензированных скважин выявлено в Лотошинском и Волоколамском районах.
Проблем с лицензированием у дачников несколько — далеко не все из них вообще знают, что на скважину надо получать разрешительный документ, а многим из них это просто не по карману — многочисленные фирмы, предлагающие помощь в лицензировании, берут за свои услуги от 50 тыс. рублей и выше. Кроме того, это очень небыстрый процесс — в среднем получение лицензии занимает от нескольких месяцев до полугода. Но иногда растягивается на год и более.
— В 1990-е годы скважины бурили все, кто хотел и как хотел. И конечно, никаких лицензий никто не получал, — рассказал «Известиям» руководитель Солнечногорского отделения Московского областного регионального отделения «Союза садоводов России» Игорь Коновалов. — Конечно, лицензию получать надо, потому что вода — это недра. Но процесс это долгий и недешевый. Довольно часто получение лицензии выливается в 200–300 тыс. рублей. И это при том, что на руках у собственника есть все документы: проект, паспорт на скважину, старая лицензия, свидетельство о праве на землю, на которой она пробурена. Если есть документы, то особых проблем с лицензированием нет. А если чего-то не хватает, то, соответственно, надо оформлять эти документы. Что, разумеется, увеличивает и сроки получения лицензии, и денежные вложения.
По словам Игоря Коновалова, в сентябре члены СНТ окажутся в очень непростой ситуации. По его мнению, процесс лицензирования всё же надо начинать не с «физиков», а с юридических лиц.
— К каждой скважине надо подходить индивидуально, а не «всех взять и залицензировать». И лицензирование надо проводить в несколько этапов, — считает Игорь Коновалов. — Сначала поставить на учет артезианские скважины юридических лиц. Только в одном городском поселении Солнечногорского района таких скважин 47, а всего поселений 10. В нашем районе 654 садоводческих товариществ, являющихся юридическими лицами. В Мособласти их до 15 тыс., около 6 млн участков. Это глобальная проблема. И хорошо, что Минэкологии взялось за нее. Но начинать надо всё же с юрлиц. Потом, глядишь, и физлица сами подтянутся и зарегистрируют свои скважины. А пока про физлиц надо забыть. К тому же, как их сейчас проверять? Вы ведь в свою квартиру никого не пустите без решения суда? Так и садоводы не пустят никого к себе на участок. Большие СНТ, как правило, бурят одну скважину и делают разводку на все участки. Есть и такие, кто одну бурит, для себя. А как их найти? Да, председатель СНТ знает. Но не каждый председатель будет доносить на своих садоводов.
По словам Игоря Коновалова, в Солнечногорском районе Подмосковья лицензии имеют лишь 30% скважин. Но к 1 сентября даже при желании получить лицензии всем остальным невозможно.
— Да, говорят, что штрафовать не будут, если хотя бы будут представлены первичные документы о том, что люди подали документы на лицензирование. Но не все и это смогут сделать. У нас, например, собрания уже прошли, садоводы на этот сезон сформировали свои приходно-расходные сметы. И в сметах этих не заложены расходы на лицензирование. Поэтому эти 200–300 тыс. просто так не собрать. У нас ведь в основном в садоводческих товариществах бабушки-дедушки. Самые обездоленные, — говорит Игорь Коновалов.
Между тем, проблему надо решать — водоснабжение Московской области базируется в основном на подземных водах. Как рассказал «Известиям» сотрудник «ТФГИ по ЦФО Федерального агентства по недропользованию — Роснедра» заслуженный геолог Василий Лазаренко, на территории Подмосковья пробурены сотни тысяч скважин.
— Это напряженный регион, в котором очень много водозаборных скважин. В сутки Московская область добывает 4 млн кубов воды. И этим процессом необходимо управлять, его надо регулировать, — считает Василий Лазаренко. — Нужен мониторинг уровня воды, качества подземных вод. Лицензию должны получать все, и если этого не будет, то это очень и очень плохо. В Москве в некоторых местах уровень подземных вод понижен до 100 м. В Брянском промрайоне водоносные горизонты расположены на глубине около 100 м. Когда там в 1900 году бурили скважины, они фонтанировали. А сейчас уровень понизился на 50–60 м, запасы истощаются.
По мнению Василия Лазаренко, необходим государственный мониторинг состояния недр.
— Добывается очень много воды. Да, это восполняемые ресурсы. Но важно понимать, сколько восполняется, есть ли истощение на тех или иных участках. В Подмосковье очень напряженное положение в Балашихинском районе, в Люберецком, в Котельниках. Там уже все запасы воды распределены. При этом нет никакого решения об ограничении строительства жилья в этих районах. Стройкомплексу главное — построить. А как там нормы соблюдаются, это уже не волнует.