Начало > Эко новости > Император раскрыл тайну эволюции японских рыб

Император раскрыл тайну эволюции японских рыб

23/04/2016 11:31 / 👁 746 / Источник Lenta.ru / Поделиться:
Японские ученые под руководством императора страны Акихито выяснили, как происходила эволюция нескольких популяций бычковых рыб из Японского моря и Тихого океана. Генетический анализ позволил разрешить противоречия предыдущих исследований, где близкородственные виды оказывались в различных группах. Исследование опубликовано в журнале Gene. Фото: Haplochromis Фото: Haplochromis

Биологи провели морфологический и генетический анализ популяций двух видов морских бычков — Pterogobius zonoleucus и Pterogobius elapoides— из вод Японского моря и остальной части Тихого океана. Ранее анализ митохондриальных генов указал ученым на то, что, возможно, эти виды не происходят от общего предка. P.zonoleucus из Японского моря и P.elapoides более близки друг к другу, как родственные виды, чем тихоокеанский P.zonoleucus к ним обоим. Так как морфологические исследования четко различают P.zonoleucus и P.elapoides, понадобились дополнительные исследования, чтобы выяснить эволюционные взаимоотношения между рыбами.

Ученые изучили три гена, которые локализовались на этот раз не в митохондрии, а в ядре: S7RP, RAG1 и tbr1. Тем самым биологи хотели узнать, будут ли результаты анализа совпадать с полученными при прошлых исследованиях. Генетики взяли пробы из тех же особей, расшифровали ДНК-последовательности генов и построили схемы в виде филогенетических деревьев, отражающие эволюционную взаимосвязь между ними.

Области гена RAG1, кодирующие белок, указали на более близкие родственные отношения P.elapoides с P.zonoleucus из Японского моря. Однако некодирующие участки — интроны — генов S7RP and TBR1, наоборот, продемонстрировали, что P.zonoleucus из Японского моря и остальной части Тихого океана происходят от общего предка.

Ученые проверили, возможно ли происхождение P.elapoides от японских P.zonoleucus, однако анализ численности популяции показал, что первый вид не является достаточно малочисленным по сравнению с последним, что было бы доказательством недавнего формирования P.elapoides. Исследователи, таким образом, пришли к выводу, что морфологическая классификация морских бычков соответствует генетической. Результаты анализа митохондриальных генов и гена RAG1 они объяснили за счет ошибок в расшифровке последовательностей или гибридизации между видами.

Акихито является единственным действующим императором в мире. Как и его отец, он увлекается биологией и ихтиологией и опубликовал свыше 20 работ по морским бычкам. В 1986 году император был избран почетным членом международного общества биологов — Лондонского общества Линнея.