В Японии, жители которой известны своей склонностью к странным увлечениям, выявлено новое коллективное помешательство — страна, похоже, погружается в мохоманию.
Мох вообще очень важен для японской культуры. Это растение широко используется при создании садов камней, оно служило заметным элементом оформления пространств внутри буддийских монастырей. Вообще мох, некоторые из видов которого старше, чем динозавры, в японской культуре является метафорой постоянства (метафорой мимолетности, как известно, является цветущая сакура).
Мох упоминается даже в ультракоротком тексте национального гимна: «Пусть продлится твое царство тысячу, восемь ли тысяч поколений, пока мох не украсит скалы, выросшие из гальки» (это весь текст гимна).
Сейчас в Японии набирает популярность новый вид туризма — пешеходные экскурсии по местам, где в изобилии произрастает мох. Туры особенно популярны у женщин 20–40 лет. Они надевают резиновые сапоги, берут фотоаппараты для макросъемки и отправляются на уик-энд в горы, чтобы понаблюдать за тем, как произрастает мох и послушать об этом лекции.
Профессор Токийского университета Масанобу Хигучи проводит экскурсии на горной гряде Яцугатаке. Он учит клиентов отличать мох от лишайника, показывая им более десяти видов мха. Гид объясняет тонкие различия между сейтака-суджи-гоке (мох высоких кедров) и косейтака-суджи-гоке (мох коротких кедров).
Профессор признается, что такое внимание ко мху кажется странным даже в Японии. «Некоторые стесняются говорить открыто о своем интересе из страха, что другие могут счесть их не вполне нормальными, — говорит Хигучи. — Но здесь мы все любители мха, так что можно дать волю своей страсти».
По завершении последнего похода туристы и гид собрались на ужин, на котором за рыбой и рисом обсуждали мох, после чего слушали трехчасовую лекцию профессора Хигучи.
Но любители мха не ограничиваются созерцанием этого вида растений на месте и стремятся сделать так, чтобы мох стал частью их жизни, чем уже пользуются начинающие бизнесмены. В стране развивается целая индустрия по выпуску продукции и оказанию услуг, связанных с мхом. Производятся мшистые мини-сады, выпускаются кольца, в которых на том месте, где обычно находится драгоценный камень, помещен контейнер со мхом, устраиваются тематические мшистые вечеринки. Один из таких предпринимателей, занимающийся мшистым бизнесом, говорит, что за шесть лет его доход вырос в пять раз, до $120 000 в год.
Фанаты мха тем временем смущены бумом, возникшим вокруг их предмета обожания. Они хотели бы, чтобы их направление развивалось тихо и спокойно, пишет The Wall Street Journal.