На встрече обсуждался самый широкий спектр потенциальных угроз — от ядерной опасности до экологии.
Большая часть этой встречи проходит без журналистов. По итогам кабмин получил поручение до конца ноября принять федеральную программу по обеспечению радиационной безопасности. Разговор о техногенных катастрофах в современных реалиях мог бы действительно показаться гипотетическим, если бы ни ужасные кадры взрывов и пожара в китайском Тяньцзине, которые уничтожили фактически целый город. В результате техногенной катастрофы погибли 114 человек, 60 человек до сих пор не нашли. Ущерб от аварии оценивается в миллиард долларов.
"Необходимо надежно защитить Россию, наших граждан от подобных угроз. И прежде всего, обеспечить безопасность объектов ядерной энергетики, а также предприятий, на которых хранятся, производятся или используются опасные радиационные, химические, биологические вещества и материалы. Необходимо свести на нет риски возникновения на таких предприятиях аварий или совершения противоправных действий", — заявил президент России.
В том самом Тяньцзине все началось с загоревшегося контейнера с токсичными химикатами. Последствия от аварии на "Фукусиме", как и на чернобыльской атомной станции, мир тоже никогда не забудет.
Все стратегические объекты нужно держать под контролем, поручил Путин. После Совбеза Рогозин приводит пример: речь не только о попытке предотвратить техногенные катастрофы.
"Попадание высокоточного оружия в объекты, которые могут распространять радиацию, или, скажем, объекты химического плана, эти последствия сравнимы с применением оружия массового уничтожения. Казалось бы, не применяется ядерное оружие против страны, но, тем не менее, высокоточное поражение ранимых объектов может привести к сравнимым последствиям", — сообщил Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ.
Во время закрытой встречи Совбеза обсуждали и карту так называемых уязвимых объектов, любая атака на которые нанесет ущерб безопасности всей страны. Речь, в том числе, и об угрозе терактов.
"В действующих документах стратегического планирования у нас содержится целый ряд положений о противодействии угрозам ядерной, радиационной, химической, биологической безопасности, причем, как в мирное, так и, не дай Бог, конечно, в военное время. Нужно проанализировать, насколько они отвечают реалиям сегодняшнего дня, и при необходимости внести соответствующие коррективы", — считает Владимир Путин.
То, чем в последнее время пугают американцы, так называемый молниеносный неядерный удар, вице-премьер назвал глупостью. При этом не реагировать на подобные выпады, естественно, невозможно.
"Суть этого удара сводится к тому, чтобы в течение одного часа свести на нет военный и политический потенциал любого государства, находящегося на любом расстоянии от территории США. Речь идет о применении высокоточного оружия, целью которого являются не только военные объекты, а именно инфраструктурные объекты. То есть те же самые химические заводы, атомные электростанции, водоканалы и многое другое. Мы это читаем и не можем не реагировать", — объяснил Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ.
Официальный Вашингтон, который, как и Россия, обязался уничтожить свое химическое оружие до 2020 года, сроки уже передвинул на 8 лет. И начал новый масштабный проект по созданию биологического оружия.
"Очень большое финансирование выделяется на это, десятки миллиардов долларов. При этом в 20 раз возросло количество лабораторий, которые подведомственны США. Ряд лабораторий под их руководством находятся на территории республик СНГ. Поэтому проблемы реальны", — уточняет Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ.
Кабмин получает еще одно поручение — скоординировать усилия в разработке современных средств гражданской защиты от любого рода оружия: радиационного, химического и биологического, коль скоро США уже приступили к его разработке.
"В ближайшее время следует провести инвентаризацию индивидуальных средств защиты граждан. Определить, какие из них морально и технически устарели, и выработать меры по восполнению запасов таких средств за счет современных образцов. Разумеется, разработка и производство новых средств защиты должна осуществляться только на отечественной базе. Для этого у нас есть хорошие технологические заделы", — поручил Владимир Путин.
Работу по всем обозначенным направлениям должны вести не только профильные ведомства и министерства, усилия будут координировать на всех уровнях — от федерального до муниципального. Поручения по итогам Совбеза направят во все регионы.