Новое исследование показывает, что изменения в тихоокеанских пассатах сыграли ключевую роль в климатических переменах двадцатого века – это знак того, что они могут снова влиять на глобальные температуры, сообщает портал sciencedaily.com.
Исследование под руководством ученых из Национального центра атмосферных исследований (NCAR) и Университета Аризоны (UA) использует новый метод анализа химических изменений в кораллах, чтобы показать, что слабые пассаты тропической части Тихого океана совпали с глобальным увеличением температур в начале двадцатого века. Когда после 1940 года естественные тенденции изменились, и ветры начали укрепляться, потепление замедлилось.
Этот вывод дает поддержку теории о том, что сильные пассаты Тихого океана сегодня помогают предотвратить рост глобальных температур, несмотря на то, что общество продолжает выбрасывать углекислый газ и другие парниковые газы. Когда ветры ослабеют в рамках естественного цикла, потепление, скорее всего, тут же возобновится, говорят авторы.
Куда идет тепло?
Несмотря на рост концентрации парниковых газов, глобальная температура поверхности по сравнению с 2001 г существенно не выросла. Эта пауза в глобальном потеплении, часто называемая хиатусом, стала объектом исследований ученых-климатологов, которые пытаются отслеживать пропавшее тепло.
С помощью климатических моделей и наблюдений ученые находят доказательства того, что тепло идет в глубину океана, возможно, в результате изменений в циркуляции атмосферы. Исследование, опубликованное ранее в этом году в Nature Climate Change международной командой ученых-климатологов, указало на необычно сильные пассаты вдоль экватора в Тихом океане, переносящие тепло в океан и приносящие прохладную воду на поверхность. Это оставляет меньше тепла в воздухе, тем самым временно компенсируя потепление от увеличения выбросов парниковых газов.
Исследование постдокторанта NCAR Дайаны Томпсон и ее коллег показывает, что этот процесс уже случался раньше, и в обратном направлении: более слабые ветры позволяют потеплению ускориться.
Исследовательская группа сосредоточилась на начале ХХ века – времени, когда произошла треть глобального потепления всего века, хотя основные скопления парниковых газов еще не произошли. Некоторые предыдущие исследования свидетельствуют, что тому виной повышение температуры морской поверхности в Атлантическом океане. Это потепление, однако, не началось до середины 1920-х годов, когда глобальное атмосферное потепление уже шло полным ходом.
Как выяснилось, исследователи имели доступ к важной улике. В лаборатории UA имелось старое ядро, взятое из кораллового скелета рядом с тропическим островом в западной части Тихого океана. Его подвергли химическому анализу в 1990, а затем забыли.
Во время работы над докторской диссертацией Томпсон поняла, что это ядро может выявить паттерны ветра в тропической части Тихого океана в период с 1894 по 1982 год, когда оно росло сразу за пределами лагуны острова.
Причина этого заключается в воздействии ветра на химический состав воды. Когда с запада пришли сильные порывы ветра, они всколыхнули марганец в донных отложениях на дне лагуны. Местные кораллы захватили марганец в свои скелеты по мере роста. Такие порывы ветра с запада происходят чаще, когда пассаты, которые обычно дуют с востока, слабы.
Томпсон подчеркнула, что ветры являются лишь одним из факторов изменения глобального климата. Еще одна причина, по которой температура в середине века выровнялась, вероятно, связана с повышенной индустриализацией и выбросами частиц, которые блокируют солнечный свет и оказывают охлаждающее влияние. Позже на протяжении столетия увеличение выбросов парниковых газов начинает играть ведущую роль.