Документ разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета от 11 апреля 2013 года.
«Согласно абзацу 8 пункта 1 «б» указанного перечня Правительству РФ поручено внести в законодательство РФ изменения, устанавливающие критерии и нормативы определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов. Изменения также должны предусматривать запрет проведения в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачи их в аренду в целях заготовки древесины», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В сообщении уточняется, что законопроект предусматривает установление общих принципов отнесения участков лесов в составе земель лесного фонда к ценным лесам и к особо защитным участкам лесов. Им также вносятся изменения, предусматривающие установление критериев местоположения и (или) целевого назначения для лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и ценных лесов.
В связи с необходимостью введения запрета проведения промышленных рубок, документом предусмотрено внесение в Лесной кодекс изменений по определению промышленных рубок как сплошных рубок в целях заготовки древесины, а также установление запрета на проведение таких рубок в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.
Кроме того, проектом федерального закона определен исчерпывающий перечень случаев проведения сплошных рубок в защитных лесах и на особо защитных участках лесов вне зависимости от видов использования лесов.
Вместе с этим в пояснительной записке говорится, что введение полного запрета рубок с одновременной заготовкой древесины в защитных лесах представляется нецелесообразным, так как защитные леса требуют постоянного поддержания своих экологических функций через проведение лесохозяйственных мероприятий, в том числе и рубок лесных насаждений.
Анализ, проведенный на основе представленных Рослесхозом сведений, показывает, что защитные леса занимают 277,8 млн га, что составляет 24,2% от общей площади земель лесного фонда. Вывод защитных лесов из экономического оборота приведет к прямым экономическим потерям компаний, использующих низкокачественную древесину после рубок ухода и санитарных рубок, а также повлечет сокращение рабочих мест.
При этом существенный объем низкокачественной древесины, используемой, главным образом, в малолесных регионах Российской Федерации в объеме 20 млн кубометров, будет исключен из оборота. В результате чего из оборота будет выведена лесная товарная продукция стоимостью свыше 20 млрд рублей. В свою очередь потери бюджетной системы в виде не поступивших платежей за использование лесов составят около 1 млрд рублей ежегодно, а запрет на передачу в аренду в целях заготовки древесины лесных участков, отнесенных к категориям защитных лесов, приведет к дополнительным затратам федерального бюджета для поддержания устойчивости защитных лесов.
В настоящее время перечень категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов установлен статьей 102 Лесного кодекса РФ. Правовые режимы данных территории определены статьями 103-107.