Федеральный закон от 12 марта 2014 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" воссоздал систему лесхозов. Он установил, что подведомственны органам власти государственные и автономные учреждения могут без проведения конкурсных процедур проводить мероприятия по защите и воспроизводству лесов.
От севера до юга
"Этот закон важен для всех регионов, но особенно он важен для малолесных регионов и там, где идет активное промышленное лесопользование, там, где нельзя положиться полностью на естественное лесовосстановление, где надо восстанавливать после лесозаготовок", — сказал Шматков.
В то же время руководитель лесной программы Greenpeace считает, что новый закон позволит защитить зеленые массивы малолесных регионов и регионы, где слабо развита аренда лесов.
"Для севера этот закон будет иметь второстепенное значение. Большое значение он будет иметь для регионов относительно малолесной зоны, к примеру, в Татарстане. Основное значение этот закон будет иметь для регионов юга и средней полосы, в самых густонаселенных районах России — это юг Европейской России, средняя полоса, Урал", — заявил Ярошенко.
В то же время функция восстановления лесов возложена на арендаторов, поэтому, по мнению Ярошенко, в регионах, где хорошо развиты такие отношения — Архангельской области, Приморском и Хабаровском краях, "закон в чем-то поможет, а чем-то — нет".
Полезный закон
Оба эксперта дали положительную оценку закону об охране леса, отмечая, что это первый за несколько лет закон, который поможет "исправить ошибки, которые были допущены при принятии Лесного кодекса 2006 года".
"Радикально начали править лесное законодательство, начиная с 2002 года. Начиная с этого времени, было принято порядка 45 поправок. За это время это первый закон, который не вызывает жесткого сопротивления у природоохранников, работников лесного хозяйства, у всей профессиональной среды в целом", — сказал Ярошенко, отметив, что закон "в целом хороший".
Эксперт WWF пояснил, что до принятия этого закона лесные работы финансировались поэтапно и осуществлялись на основании государственного заказа, которые чаще всего получали недостаточно квалифицированные исполнители.
"Когда работа разбита на этапное финансирование каждый год, то интерес теряется у предприятий работать на будущее, исчезают управленческие рычаги по достижению результата, потому что посадка леса не приближает нас к получению ценного леса — на следующий год деревья могут засохнуть. А на следующий год мы можем заново оформлять государственный контракт, сажать в том же мест, и так и происходит. Этот закон создает некую базу, чтобы эту проблему решить. Для того, чтобы одно учреждение, получившее подряд, отвечало за свои результаты — появились управленческие рычаги, появилась заинтересованность", — сказал Шматков.
Однако эксперт считает, что закон необходимо доработать, в частности, принять подзаконные акты, устанавливающие контроль за работами в лесу и четкие критерии этого контроля, чтобы избежать нецелевого использования средств бюджета.
Оценить же эффективность принятого закона, по мнению Шматкова, можно будет лишь через три года, ведь "лес растет медленно".