Потери от сильных наводнений в Европе могут более чем удвоиться к 2050 году в связи с изменением климата и социально-экономическим развитием. Понимание риска, связанного с крупномасштабными наводнениями, приобретает все большее значение и может оказаться ключом к управлению адаптацией к изменению климата – сообщает sciencedaily.com.
Социально-экономическое развитие ответственно примерно за две трети повышения риска, так как развитие приводит к увеличению числа зданий и объектов инфраструктуры, которые могут быть повреждены во время наводнения. Оставшаяся треть прироста происходит из-за изменения климата, которое, согласно прогнозам, изменит выпадение осадков в Европе.
«В этом исследовании мы собрали опыт из области гидрологии, экономики, математики и адаптации к изменению климата, что позволяет нам впервые всесторонне оценить континентальный риск наводнений и сравнить различные варианты адаптации», говорит Брендан Йонгман из Института изучения окружающей среды в Амстердаме, который координировал исследование.
Исследование показало, что наводнения в Европейском Союзе стоили в среднем 4,9 млрд. евро в год за период с 2000 по 2012 год. Эти средние потери могут увеличиться до 23,5 млрд. евро к 2050 году. Кроме того, увеличится частота крупных событий, таких как европейские наводнения 2013 года - в среднем от одного раза в 16 лет до вероятности одного раза в 10 лет к 2050 году.
Анализ сочетания моделей изменения климата и социально-экономического развития позволил построить более точную оценку риска наводнений в регионе. Исследователь из IIASA (Международного института прикладного системного анализа) Стефан Хохрайнер-Стиглер возглавил работу по моделированию.
Он говорит: «Новое исследование впервые обнаружило корреляции между наводнениями в разных странах. Существующие модели оценки риска предполагают, что каждый речной бассейн независим. Но в действительности реки, которые текут по всей Европе, тесно связаны, поднимаясь и опускаясь в ответ на крупномасштабные атмосферные изменения, которые приносят дожди и засухи в крупные регионы».
«Если реки затопляют Центральную Европу, они, вероятно, также затопят и регионы Восточной Европы», говорит Хохрайнер-Стиглер. «Мы должны быть готовы к увеличению нагрузки на механизмы финансирования риска, таких как пан-европейский фонд солидарности (EUSF), финансовый инструмент для финансирования восстановления после бедствий в Европейском Союзе».
Например, анализ показывает, что EUSF должен выплачивать средства одновременно во многих регионах. Это может привести к неприемлемым напряжениям в таких механизмах финансирования риска. Хохрайнер-Стиглер объясняет: «Мы должны пересмотреть предварительные механизмы для финансирования этих рисков, если хотим быть в состоянии быстро и всесторонне платить за восстановление».
Исследователь IIASA Рейнхард Мечлер, другой соавтор работы, указывает на большие последствия, вытекающие из такого анализа. Он говорит: «Существует множество возможностей для лучшего управления рисками наводнений с помощью предотвращения рисков, такого, как использование передвижных дамб, финансирование рисков и улучшение солидарности между странами. Не существует универсального и подходящего всем решения, и меры по управлению рисками имеют очень разную эффективность, последствия для активов и приемлемость. Они должны быть оценены и рассмотрены в рамках более широких консультаций, для которых наш анализ дает всеобъемлющую основу».