С другой стороны, элементарный здравый смысл вынуждает углеводородных монстров заглядывать в «постнефтяное» будущее, которое когда-нибудь да придет.
Похоже, от всех этих метаний они подустали. В распоряжении агентства Bloomberg оказались внутренние документы Exxon Mobil и Chevron, из которых следует, что две крупнейшие американские нефтяные компании уже несколько лет тихо сворачивают разработку и производство биотоплива. Exxon, например, прекратила финансирование программы по производству горючего из водорослей, убедившись в его бесперспективности. Пару лет назад техасский гигант обещал было потратить 600 миллионов долларов на исследования, связанные с перегонкой в топливо морских растений, но, похоже, нашел лучшее применение этим деньгам, чем выведение «сверхжирных» водорослей (обычные, как выяснилось, не слишком подходят).
А Chevron отправила в офисный шредер широко разрекламированный когда-то план инвестиций в одно из своих СП – Catchlight Energy LLC. Оно продвигает на рынке США модный целлюлозный биоэтанол, производимый из древесины, но обещанных 400 миллионов долларов инновационной компании теперь не видать.
Более того, Chevron даже перешла в наступление: корпорация теперь возглавляет группу лоббистов, которая бьется против некоторых «зеленых» топливных стандартов в Калифорнии, самом густонаселенном штате США. Хотя еще в 2007 году руководители Chevron совместно с тогдашним губернатором Шварценеггером эти самые стандарты и продвигали.
Почему нефтяники передумали? Отчасти дело, как обычно, в деньгах. В Chevron наконец признали, что расчеты прибыльности по биодизелю и биоэтанолу в 5-10% – недостижимая мечта. Как выяснилось, тут и за 5% еще бороться и бороться, в то время как традиционные нефтегазовые операции приносят стабильный доход в 17%.
Добровольно отказываться от многомиллиардных прибылей Chevron, заработавшая в прошлом году 26 миллиардов долларов, не намерена. Частным и акционерным энергокомпаниям Запада и так год от года труднее конкурировать с китайскими и российскими государственными монстрами, которые получают всемерную поддержку властей и могут при случае не оглядываться ни на рынок, ни на акционеров.
Последние, заметим, обычно предпочитают не дожидаться светло-зеленого гринписовского будущего, а требуют от нефтяников максимальной доходности уже сегодня. Ситуацию лучше всего подытожил один из бывших «шевроновских» топов, заявивший Bloomberg: «Для нефтяных компаний будет лучше, если вообще ничего не поменяется. Сегодня, конечно, можно делать деньги на биотопливе, но вы не сделаете столько денег, сколько хотят нефтяные компании».
Кроме того, у США нет таких «трудовых резервов», как у лидера биотопливного рынка – Бразилии, которая, помимо субсидий, всегда выезжала на низкой стоимости труда в аграрном секторе. Да и самый прибыльный в мире рынок автомобильного горючего, американский (500 миллиардов долларов), ждать не будет. Пока вы там ковыряетесь с рапсом, щепками и водорослями, на эту «поляну» придут другие – со старым добрым бензином, который у водителей по-прежнему популярнее, чем всевозможные смеси типа E85.
Кстати, вся эта биотопливная мания у нефтяников и началась именно с рынка автомобильного горючего. В 2005 и 2007 годах, еще при Буше-младшем, в Штатах активно принимались законы о продвижении биоэтанола и биодизеля. Среди прочего, они предписывали импортерам и производителям к 2013 году довести количество биотоплива, подмешиваемого к «нормальному» горючему, до 17 миллиардов галлонов (примерно 64 миллиарда литров). Это равнозначно полному переводу на биотопливо штата Калифорния, чьи водители ежегодно заливают в баки 15 миллиардов галлонов. В отрасли тогда царила такая эйфория, что тот же Chevron решил к 2029 году открыть аж 17 заводов по производству биотоплива, которые должны были выдавать его по 2 миллиарда галлонов в год.
Но воз и ныне там. Сейчас все 110 биотопливных заводов США вместе взятые отгружают те же самые 2 миллиарда галлонов. И все же многие американские штаты успели ввести нормативы, предписывающие использовать определенный процент биотоплива и прочей возобновляемой энергии. Особенно старалась вышеупомянутая Калифорния, где борьба с «глобальным потеплением» давно уже носит характер религиозного помешательства.
Более того (и это – вторая причина смены курса Exxon и Chevron), «топливо будущего» себя не оправдало. Выяснилось, что оно не очень полезно для двигателей, а последствия его производства и сжигания тоже вредны; что массированные посадки культур (например, кукурузы, подсолнечника и рапса) под биогорючее быстро истощают почву и рикошетом бьют по рынку продовольствия. И, что немаловажно, производители зависели от федеральных и местных дотаций. Это сказалось в 2012 году, когда в Штатах «зарезали священную корову» – отменили налоговые льготы для производителей биотоплива (более 20 миллиардов долларов за тридцать лет).
Сейчас уже 16 из 29 штатов Америки, в которых введены нормы использования возобновляемой энергии, рассматривают десятки законопроектов об их отмене или ослаблении. А Агентство по охране окружающей среды США стыдливо призналось, что его планы по стимулированию выпуска целлюлозного биотоплива на 2013 год – 1 миллиард галлонов – провалились «на 99%», то есть полностью. И хотя производство биотоплива в Штатах до сих пор росло, пессимизм нефтяников может стать сигналом к постепенной смене тенденции. Судя по данным Агентства энергетической информации США, в январе местные заводы произвели 66 миллионов галлонов биотоплива – почти на 10% меньше, чем в январе 2012 года.
Мало-помалу теряя популярность в Америке, биотопливная тематика находит все больше адептов в России. Полезный опыт Chevron и Exxon Mobil мог бы стать предостережением отечественным компаниям, которые делают ставку на очередную вчерашнюю моду.