И хотя лесная промышленность занимает четвертое место в экономике штата, местные жители активно выступают за сокращение лесозаготовок и превращение острова в одну сплошную экологическую зону.
Крутая дорога серпантином поднимается ввысь – за окном просыпающиеся в утреннем тумане густо покрытые эвкалиптом горы. Кажется, режиссеры «Властелина колец» ошиблись с местом съемок фильма – тасманские красоты их воодушевили бы безусловно больше новозеландских.
«Road everywhere» – дороги везде, – с гордостью объясняет нам местный природоохранный деятель Род Найт, который сопровождал вас везде по Тасмании. И правда – сеть лесных дорог достаточно плотно покрывает остров. Связано это с тем, что из-за жестких природоохранных требований многие места здесь отведены под заповедные зоны и заготовки порой ведут в удаленных от лесоперерабатывающих центров делянках. Въезд на часть горных дорог перекрывают огромные камни: мера, предпринятая для охраны лесов от пожаров и нелегальных рубок.
Леса тянутся от побережья к сердцу Тасмании, поднимаясь более чем на 1,5 тысячи метров над уровнем моря. В прибрежной полосе представлены и вечнозеленые, и листопадные деревья. В этом влажном и мягком климате прекрасно развиваются, достигая колоссальной высоты, многие виды деревьев. Они дают древесину чрезвычайно высокого качества, ценимую по всему миру, отчего над ними, по мнению местных природоохранных организаций, постоянно нависает угроза чрезмерной коммерческой вырубки.
И сейчас 70% западной Тасмании занято непроходимыми лесами, которые еще не изучены до конца. Это один из последних уголков на Земле, где они сохранились. Их населяют эндемики – динго, коалы, утконосы, ехидны, кенгуру, опоссумы, сумчатые – тасманийский дьявол, беттонг, рыжий валлаби, сумчатый волк. Из деревьев часто попадаются южный бук, атротаксис остистый, атротаксис кипарисовый, эвкалипт, также растут редкие виды мхов и лишайников. По лесу летают экзотические птицы, их около 150 видов, среди которых и редчайший в Австралии ярко окрашенный оранжевобрюхий попугай.
Из 3,2 млн. га покрытых лесом площадей 47% находятся под защитой государства как особо охраняемые. Тасманийцы гордятся, что это самый высокий показатель в мире. Причем удивительно, что они ратуют за то, чтобы эту долю значительно увеличить. Остальную часть поровну делят публичные (читай: государственные) и частные леса. Одно время естественные леса сводили, заменяя их плантационными, на которых можно вести интенсивные заготовки и добывать больше древесины с гектара. Сейчас процесс перевода прекратился. Лесное хозяйство ведут как на естественных лесах, так и на плантационных.
Государственные леса находятся в оперативном управлении у организации «Лесное хозяйство Тасмании». Основная порода на острове – это эвкалипт. В год, по словам представителя «Лесного хозяйства Тасмании» Мартина Стоуна, в государственных лесах заготавливается до 300 тысяч кубометров древесины. Главным образом рубки ведутся сплошным образом, хотя есть и выборочные. Но для полноценного восстановления эвкалипта лучшими считаются сплошные рубки, после которых порубочные остатки сжигают прямо на делянке. Пепел является хорошей питательной базой для посева семян эвкалипта, которые сбрасывают на делянку с вертолета.
Для лесного хозяйства Австралии, помимо заготовок в естественных лесах характерно ведение плантационного хозяйства. Продуктивность эвкалиптовых плантаций и плантаций сосны достаточно велика, за 15 – 25 лет удается достигнуть спелого древостоя. Также в стране развито многоцелевое использование лесов, особенно представлен сектор экологических услуг: туризм, кемпинг.
На Тасмании часты лесные пожары. Леса охраняют с помощью северо-американских лесопожарных авиасил, которые летом работают у себя – в северном полушарии, а зимой (когда в Австралии лето) – в южном. Естественно, при возникновении чрезвычайной ситуации привлекаются все пожарные подразделения штата.
Согласно Конституции Австралийского Союза каждый штат обладает огромным объемом полномочий в управлении своими территориями, в том числе и природными ресурсами. На национальном уровне принимаются только стратегические для страны решения, большей частью связанные с выполнением международных соглашений и обязательств.
Лесное хозяйство в Тасмании регулируется в соответствии с положениями Лесного акта 1985 года. Закон предусматривает целый ряд положений, среди которых статьи об органе государственной власти, на котором лежит обязанность по реализации закона, в том числе полномочия правоприменения и наложения штрафов за лесонарушения.
Представитель администрации лесного хозяйства – главного регулятора отрасли в Тасмании Грэм Уилскинсон сообщил, что каждая отдельная заготовка древесины осуществляется в рамках юридически закрепленного плана лесопользования. Это что-то вроде нашего проекта освоения лесов. В нем большое внимание отводится сохранению биоразнообразия на делянках. В результате из-за жестких природоохранных требований объем расчетной лесосеки на отдельной лесосеке может существенно уменьшиться: много мест на делянке придется оставить нетронутыми.
Охрана и рациональное использование лесов Тасмании является предметом активных общественных обсуждений и разногласий на протяжении тридцати лет. На острове действует более 100 общественных организаций. При этом многие из них выражают диаметрально противоположные точки зрения на ведение лесного хозяйства в регионе, и вот уже около 30 лет представители государственных органов по управлению лесами, природоохранные НПО, лесопромышленники и местное население не могут прийти к единому мнению относительно характера дальнейшего освоения лесов в штате.
Несмотря на то, что целых 47% площади штата занимают ООПТ, многие НПО считают неприемлемой заготовку естественных лесов, ведущую, по их мнению, к деградации биоразнообразия во всем регионе. Часть природоохранных организаций уверены в необходимости существенного снижения расчетной лесосеки, установленной правительством штата. Уже три года ведутся переговоры и консультации по разработке Хартии – определенного свода договоренностей между бизнесом, властью и представителями гражданского общества о будущем тасманских лесов.
Представители неправительственного сектора очень сильно нажимают на власть и лесовладельцев с требованиями сокращения объемов изъятия древесины и перевода лесов в заповедные. Владелец и руководитель крупного частного лесного фонда в Тасмании, который имеет сертификат FSC Петр Дауни признает, что нынешняя редакция Хартии может поставить крест на его лесном бизнесе, который его семья ведет уже почти 100 лет.
Представитель Администрации лесного хозяйства в Тасмании Грэм Уилскинсон также считает, что при сокращении объемов заготовок штату придется приобретать древесину и изделия из нее на внешних рынках, например, в Новой Гвинее, где высокая доля нелегальных рубок. Получается, что при сохранении среды обитания дикой природы у себя тасманийцы косвенно могут повлиять на уничтожение девственных лесов у соседей.
Интересно, что Австралия на национальном уровне приняла закон о запрете незаконных рубок, который вступит в полную силу в 2014 году и будет иметь большое значение для установления контроля за оборотом древесины в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе и для российского Дальнего Востока. Через год на Зеленый континент, как и сейчас в Европу и США, не сможет попасть древесина, владелец которой не подтвердит легальность ее происхождения. Так что австралийцы пекутся не только о своих лесах, но и о наших.