Считается, что это одна из психоневрологических «фишек», возникшая вместе с развитием социальных связей: дескать, синхронные движения как раз помогают эти самые связи укреплять. Но неверно было бы думать, что это сугубо человеческий феномен. Как показали учёные из японского Института физико-химических исследований RIKEN, приматы склонны синхронизироваться друг с другом в не меньшей степени, чем люди.
Эксперимент ставили с японскими макаками, которых сначала учили просто нажимать на кнопку рукой. Когда обезьяны понимали, что от них требуется, их объединяли в пары, и они сидели друг напротив друга, нажимая на свои кнопки. При этом ритм у каждой обезьяны был свой, кто-то жал чаще, кто-то реже. В другом варианте опыта обезьяне просто показывали видео, где другая обезьяна нажимала на кнопку с разной скоростью.
В обоих случаях животные подгоняли свои движения под действия партнёра, то есть начинали жать на кнопку в унисон с другой обезьяной. Добиться полной синхронности удавалось не всегда, но общая тенденция, как говорится, была видна. Разные пары синхронизировались по-разному, но в каждом случае, как пишут исследователи в Scientific Reports, обезьяне нужно было видеть и слышать своего партнёра. При этом синхронизация была именно спонтанной, то есть обезьяны не обучались ей по ходу дела. В общем, всё как у нас.
Нужно отметить, что синхронизация движений в данном случае никакой очевидной практической пользы не имела. Животные повторяли друг друга не для того, чтобы научиться какому-нибудь полезному действию или получить угощение, да и движения были одинаковые, просто поначалу обезьяны совершали их с разной частотой — копировалось не движение, а ритм. Остаётся полагать, что у обезьян, как и у человека, взаимная синхронизация нужна для каких-то социально-психологических целей, для укрепления и поддержания всё тех же социальных связей между индивидуумами.