Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Дырявое искусство, или О роли жуков-древоточцев в истории книгопечатания

Дырявое искусство, или О роли жуков-древоточцев в истории книгопечатания

22/11/2012 09:39 / 👁 1456 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Блэр Хеджес, эволюционный биолог из Университета штата Пенсильвания (США), очень любит историю искусства. Много лет назад он обратил внимание на то, что старинные деревянные клише, с помощью которых печатали карты и иллюстрации, испещрены червоточинами. "Я подумал, что как биолог должен выяснить, какие виды их сделали", - оправдывается специалист. Ареалы мебельного (синий) и средиземноморского (красный) точильщика, установленные по итогам исследования.  Ареалы мебельного (синий) и средиземноморского (красный) точильщика, установленные по итогам исследования.
И в результате у него получилась необычная картина распространения насекомых в Европе до XX века.

Учёный объездил музеи и архивы Европы, анализируя клише и в некоторых случаях сами гравюры. С XV века, когда печать стала обычным делом, и до начала позапрошлого столетия с помощью ручных прессов было создано как минимум 7 млн наименований книг. Но г-н Хеджес решил, что пятисот отпечатков с соответствующим временным распределением более чем достаточно.

Прожорливые жуки были бичом художников и полиграфистов. Насекомые любили яблоню, грушу и самшит, которые чаще всего использовались для резьбы по дереву. Взрослые жуки откладывают яйца на поверхности, а личинки уже зарываются в трещинки. Для перерождения во взрослую особь личинке надо жевать целлюлозу четыре года. После этого насекомое прокладывает тоннель наружу и поднимается в воздух.

У каждого вида - свои дыры. Г-н Хеджес измерил ширину и форму более чем трёх тысяч червоточин, появившихся в деревянных клише с 1462 по 1899 год. С помощью статистического анализа он обнаружил, что тоннели делятся на две чёткие категории, то есть виноваты в основном два вида - мебельный точильщик (Anobium punctatum) и средиземноморский точильщик (Oligomerus ptilinoides). У первого выход поменьше и покруглее.

Поскольку гравюра почти всегда имеет указание на дату и место печати, учёный выяснил, что в годы, охваченные исследованием, по Европе проходила невидимая, но чёткая граница, разделявшая ареалы этих видов. Клише, путешествовавшие по континенту и заражавшиеся обоими видами, - редкое исключение. Сегодня эти насекомые пересекаются.

Г-н Хеджес предполагает, что конкуренция между видами чрезвычайно сильна; это и привело к разделению. Но около ста лет назад люди стали более мобильными, а в результате и жуки превратились в активных путешественников.

Кстати, исследование может иметь и обратный эффект: по характеру дыр искусствоведы теперь смогут определить примерную географию происхождения анонимных клише.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

Последние новости

Популярные новости