Что можно назвать “противогололедными материалами”? Это как старые, привычные всем техническая соль и пескосоляная смесь, так и новые многокомпонентные противогололедные реагенты. И хотя функция у них одна, различаются они кардинально:
“В первую очередь, современные ПГМ имеют положительные заключения государственной экологической экспертизы, что доказывает их безопасность для экологии и человека”, — рассказала Антонова.
Автолюбителей также волновал вопрос воздействия ПГМ на металл, после чего было доказано, что современные противогололедные реагенты влияют на коррозийность металла не больше водопроводной воды, в отличии от пескосоляной смеси и технической соли.
Интересно, что в соответствии с ГОСТом 58427 применение реагентов без предоставления документа о наличии экологической экспертизы запрещено. Однако, запрет пока распространился только на столицу:
“Москва один из первых городов, который разработал именно технологию по содержанию в 2011 году. Ежегодно она дорабатывается и правится с учетом появления новых ПГМ. В 2023 году была получена государственная экологическая экспертиза на данную технологию. Национальная ассоциация зимнего содержания ОИиТ, кстати, участвовала во внесении изменений и получение этой экспертизы. Москва полностью отказалась от применения пескосоляной смеси, практически не применяется техническая соль, в основном современные реагенты”, — отметила эксперт.
Результаты есть — по словам Юлии Антоновой, только за первые пять лет после перехода на современные противогололедные средства в столице засоление почвы отсутствует на 94% газонов.
Кроме того, однокомпонентные реагенты не слишком эффективны — они действуют до температуры -12 градусов. Если на улице холоднее, галит и пескосоль просто лежат на дороге, не принося никакой пользы.
“Поэтому дорожным службам важно понимать, какие температурные режимы характерны именно для их региона, чтобы закупать правильные противогололедные материалы”, — прокомментировала Антонова.
Эксперт также рассказала о правилах уборки снега с больших дорог:
“Дороги, интенсивностью более полутора тысяч машин должны содержаться в черном асфальте. Не должно быть ни снежного наката, ни зимней скользкости. Это общее правило для всей территории РФ. Оценка соблюдения этого критерия происходит после окончания уборки. Это 2-4 часа”.
Один из популярных аргументов противников применения противогололедных реагентов — это информация о способах уборки снега в других государствах. Существует мнение, что за границей не используют никакой химии, только песок. Но и это оказалось мифом:
“То, что другие страны, схожие по климату с Россией не применяют реагенты — это заблуждение. Они применяются в больших количествах. Например, в Финляндии большинство дорог категории 4 и 5, которые можно содержать в снежном накате. У них, кстати, на один квадратный метр за сезон разрешается применять до 8 килограмм реагента. В Америке этот показатель никак не регламентируется, сыпят столько, сколько надо. В России требования жестче — у нас допускается до 3 килограмм на квадратный метр”, — рассказала Юлия Антонова.