Начало > Эко новости > Альпийские ледники вносят свой вклад в круговорот углерода в природе

Альпийские ледники вносят свой вклад в круговорот углерода в природе

25/09/2012 11:28 / 👁 1496 / Поделиться:
Роль ледников прояснилась в ходе исследования, проведённого учёными с факультета лимнологии (науки, изучающей пресные воды) Венского университета. Исследовав с помощью масс-спектрометра сверхвысокого разрешения образцы льда, взятые с 26 ледников в Австрийских Альпах, они обнаружили, что во льду содержится огромное количество различных органических соединений - тысячи и десятки тысяч наименований. Альпийские ледники. Фото: http://vkurse.ua Альпийские ледники. Фото: http://vkurse.ua
По данным радиоуглеродного анализа, их возраст измеряется несколькими тысячами лет. Кроме того, учёные определили уровень биодоступности органического углерода, связанного во льду, для микробов-гетеротрофов в реках с ледниковым питанием. Таким образом, учёным впервые представилась возможность установить взаимосвязь между возрастом углерода и его биологической доступностью.

Разнообразие химических соединений биологического происхождения, содержащихся во льду, весьма велико. Там можно найти как фенольные соединения, попадающие из сосудистых растений или из почвенных микроорганизмов, так и пептиды и липиды, попадающие, предположительно, из микроорганизмов, обитающих во льду ледника. Для сравнения, продукты сгорания ископаемого топлива составляют лишь очень незначительную часть органической материи, содержащейся во льду.

Значительная часть органических соединений (в том числе и тех, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет) биологически доступна. Таким образом, рассуждая логически, можно сделать вывод, что ледники - своего рода природные холодильники, оберегающие органические соединения от разложения микробными гетеротрофами.

Однако в последние годы площадь ледников по всему миру сокращается (за исключением отдельных мест), и соответствующим образом меняется круговорот воды в природе. Органические соединения, попадающие в воду рек с ледниковым питанием, могут стимулировать рост и размножение водных гетеротрофов. В процессе метаболизма древний углерод будет ими окисляться до двуокиси углерода и выбрасываться в атмосферу.

Данные исследования опубликованы на портале www.sciencedaily.com.