Начало > Эко новости > Использование антибактериального мыла может стать причиной развития мышечной дисфункции

15/08/2012 18:51 / 👁 1678 / Поделиться:
Согласно данным недавно проведённого в Соединённых Штатах Америки исследования, содержащиеся в антибактериальном мыле и других продуктах личной гигиены компоненты, такие как триклозан, могут оказывать ярко выраженное негативное влияние на силу мышечных сокращений. Использование антибактериального мыла может стать причиной развития мышечной дисфункции. Фото: http://sciencedaily.com Использование антибактериального мыла может стать причиной развития мышечной дисфункции. Фото: http://sciencedaily.com
Триклозан воздействует на мышечную ткань на клеточном уровне, и, согласно экспериментальным данным, снижает скорость движения рыб и силу мышечных сокращений у мышей.

Триклозан добавляется практически во все продукты личной гигиены - мыло, дезодоранты, растворы для полоскания рта, зубную пасту, одежду, постельные принадлежности, ковры, игрушки, мешки для мусора... По данным Управления по охране окружающей среды США на 1998 год, ежегодно в стране производилось более пятисот тонн триклозана, и следы этого вещества можно было обнаружить в любых водоёмах и обитающих в них живых существах, от водорослей до дельфинов. Кроме того, следы триклозана можно было найти в человеческой крови, моче и грудном молоке. Однако эффекты долговременного воздействия триклозана на организм до настоящего времени практически не исследовались. И, как оказалось, напрасно.

В ходе лабораторных экспериментов выяснилось, что триклозан оказывает негативное влияние на сократительную способность мышечной ткани сердца и скелетной мускулатуры. В норме электрическая стимуляция изолированного участка мышечной ткани способствует выходу из клетки через молекулярные каналы ионов кальция, что приводит к сокращению этого участка. Этот процесс известен под названием "электромеханического сопряжения" и лежит в основе работы любых мышц, будь то мышцы конечностей, сердце или гладкая мускулатура тонкого кишечника. Однако в присутствии триклозана транспорт ионов кальция блокируется, сокращение мышечного волокна не происходит, и в итоге развивается мышечная дисфункция.

Те же эффекты проявлялись и в экспериментах на живых животных. Анестезированные мыши после 20-минутной экспозиции триклозаном демонстрировали 25% уменьшение силы сердечных сокращений. Кроме того, в течение 60 минут после единичного введения триклозана мыши демонстрировали 18% снижение "силы захвата" (стандартного обозначения силы сокращений скелетной мускулатуры, использующегося для оценки влияния лекарственных средств на мышечную функцию).

Действие триклозана не ограничивается теплокровными животными. Толстоголовые гольяны (небольшие рыбки, часто использующиеся в качестве модельных организмов при оценке потенциального воздействия водных загрязнителей на окружающую среду) демонстрировали снижение плавательной активности как в покое, так и во время теста, имитирующего появление в водоёме хищника.

Учёные предполагают, что триклозан может вызывать также снижение репродуктивной способности организма и снижение мозговой активности.

Триклозан был открыт более 40 лет назад, однако до настоящего момента считался средством, безопасным для здоровья. Мнение о его безопасности основывалось на его способности связываться с белками крови и тем самым терять биологическую активность. Однако, судя по результатам экспериментов, на его химическую активность это никак не повлияло, а способность связываться с белками крови позволяет ему быстро достигать жизненно важных органов.

Разумеется, эксперименты, проведённые на животных, требуют подтверждения на человеческих моделях, и на данный момент нельзя с уверенностью сказать, что триклозан оказывает негативное влияние на здоровье человека. Однако полученные результаты позволяют с уверенностью утверждать, что он, как минимум, оказывает негативное влияние на окружающую среду и снижает видовую конкурентоспособность теплокровных животных и рыб.

Кроме того, данные исследования позволяют рекомендовать не использовать триклозансодержащие средства в лечении больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Известно, что изначально триклозан предназначался для внутрибольничного использования в качестве антисептика - для предотвращения распространения внутрибольничных инфекций. Сегодня он используется практически повсеместно, однако, как следует из доклада Управления США по надзору за качеством продуктов и лекарственных средств, какого-либо положительного эффекта от использования большинства триклозансодержащих средств (за исключением паст для профилактики гингивита) не отмечается. Антибактериальное мыло не более эффективно, чем обычное мыло, и к тому же наносит ущерб окружающей среде - о чём мы уже писали некоторое время назад.

Исходя из результатов исследования, опубликованных на сайте www.sciencedaily.com, а также в связи со сходством химической структуры триклозана с химической структурой многих известных поллютантов, учёные призывают кардинально пересмотреть политику использования триклозана и исключить его из всех продуктов, предназначенных для общего пользования.