Начало > Эко новости > Обнаружена причина привлекательности тутовых деревьев для гусениц шелкопряда

Обнаружена причина привлекательности тутовых деревьев для гусениц шелкопряда

08/05/2009 13:00 / 👁 2105 / Поделиться:
Ученые выяснили причину, по которой гусеницы шелкопряда выбрали местом обитания и источником пищи тутовые деревья. Возможно, это открытие позволит увеличить производительность насекомых, которых выращивают фермеры для получения шелка, а также поможет созданию более безопасных инсектицидов. Ученые выяснили, почему гусениц шелкопрядов привлекает тутовое дерево. Фото: РИА Новости Ученые выяснили, почему гусениц шелкопрядов привлекает тутовое дерево. Фото: РИА Новости

Группа японских ученых обнаружила, что листва тутовых деревьев выделяет специфическое вещество, которое улавливает обонятельный рецептор гусеницы шелкопряда. Ранее считалось, что насекомых привлекает в места обитания смесь ароматных веществ.

Бабочки тутового шелкопряда в дикой природе не встречаются. Это единственное одомашненное насекомое, причем не умеющее летать и не способное питаться, поскольку у них отсутствует ротовой аппарат. Бабочек привлекает только запах феромонов, благодаря которому происходит их репродукция.

Долгое время ученые не могли выяснить, почему эти насекомые обитают только на тутовых деревьях, высказывались предположения, что гусениц шелкопряда привлекает выделяемая листьями тутовых деревьев смесь запахов, однако впоследствии выяснилось, что отдельные ароматные вещества, равно как и их сочетание гусениц не привлекают.

Исследования, проведенные учеными Токийского университета, показали, что причиной, по которой шелкопряды обитают исключительно на тутовых деревьях, стало выделяемое их листьями в небольшом количестве вещество цис-жасмон, обладающее особой притягательностью для личинок, пишет РИА Новости.

Для доказательства этой версии японскими учеными были использованы новые методы исследования, в частности, вначале были выбраны несколько выделяемых листьями химических соединений, в той или иной степени привлекающих шелкопряда. Затем были проведены генетические исследования, в результате которых ученые выделили 20 генов, влияющих на функции обонятельных рецепторов гусениц.

Лишь один из двадцати рецепторов реагировал на единственное соединение, но при этом он очень активно откликался на цис-жасмон. Проведенные эксперименты показали, что именно этот единственный функционирующий обонятельный рецептор у личинок и заставляет их искать источник аромата, привлекая насекомых к листьям.

Ученые считают, что добавляя вещество цис-жасмон в пищу гусеницам, можно увеличить их производительность. Помимо этого, было высказано предположение, что не только шелкопряды, но и другие насекомые могут использовать единственный рецептор для поиска пищи, и его блокирование современными видами пестицидов может стать новым, более безопасным для людей и экологии методом борьбы с насекомыми-вредителями.