Сейчас для получения соответствующего документа горожанам не нужно проходить никаких аттестаций - достаточно лишь поставить подпись в качестве подтверждения, что ознакомился с так называемым охотничьим минимумом, объясняет кандидат биологических наук, автор Telegram-канала "Каждой твари по паре" Павел Глазков. Это комплекс знаний, описывающих правила поведения в лесу.
С первого сентября 2025 года вступают в силу изменения Федерального закона "Об охоте", согласно которым для получения разрешительного билета охотники должны будут ответить на ряд вопросов. На данный момент содержание тестов находится в разработке у Минприроды РФ.
При этом, вопросы можно будет разделить на две категории. Базовые, предназначенные для всех охотников России, коснутся правил поведения на охоте и основ биологии животных. Дополнительные региональные будут основываться на специфике животного мира конкретных территорий.
"На мой взгляд, охотники должны знать не только теорию безопасности и поведения во время охоты, но и биологию охотничьих видов животных, поскольку в зависимости от этого и формируются некоторые правила. И можно похвалить депутатов города за то, что они заранее начали готовить эти вопросы и обсуждать темы. Несмотря на то, что охота в Петербурге запрещена, охотники все равно есть. В год появляется примерно пять тысяч новых любителей этого дела", - считает Павел Глазков.
По словам одного из авторов законопроекта, депутата городского ЗакСа Всеволода Беликова, тестирование будет бесплатным.
"Проверка будет проходить в формате системы тестов, содержащих от 100 до 200 вопросов из пяти разделов, касающихся безопасности на охоте, умения пользоваться добытыми ресурсами биосферы, способов ориентирования, оказания первой помощи", - пояснил некоторые детали грядущего нововведения депутат.
По словам парламентария, в Петербурге насчитывается 160 тысяч охотников. Принимать экзамен предстоит комитету по природопользованию города. С этой задачей структура должна справиться без проблем, полагает Беликов.
Однако если в Северной столице, может, и есть ресурсы, позволяющие без заминок аттестовывать охотников, то ситуация в других регионах не так благоволит нововведениям. Главный редактор журнала "Охота", биолог-охотовед Валерий Кузенков подчеркивает, что сегодня принимать экзамены негде и некому. Особенно это касается отдаленных субъектов. Не существует и общероссийской базы, куда были бы занесены все охотничьи билеты нашей страны - а это порядка пяти миллионов таких документов.
"После развала СССР была нарушена система ведения охотхозяйственной отрасли. В советское время и охотники-промысловики, и охотники-любители, состоящие в обществах, сдавали экзамен. Потому что без этого доверять людям охотничье оружие нельзя. Но в те времена работала система: в каждом районе было хозобщество, военное общество или гражданская система - Росохотрыболовсоюз", - рассказывает эксперт.
Когда появился ФЗ "Об охоте", было принято решение выдавать билеты по заявительному признаку. Но для получения оружия гражданин, который ранее никогда его не имел, должен был сдать еще некоторые экзамены на право владения охотничьим ружьем. Для этого были организованы специальные школы, которые платно обучали кандидатов в течение одного дня. Тем же, кто уже имел ранее оружие на руках, просто выдали новые билеты.
Но одно дело - охотничий билет, дающий право на получение оружия, другое - браконьерство, возникающее после попадания охотничьего ружья в руки не обученному "охотнику". Поэтому специалисты долго говорили, что не стоит давать государственный охотничий билет, пока человек полноценно не сдаст экзамены. И вот, правительство это услышало и приняло закон, который вступит в силу осенью.
"Дело в том, что сегодня молодежь не идет в охоту даже по заявительным билетам. Средний возраст охотника в России - 50-60 лет. А если аттестация будет еще и платной, то народ вообще откажется идти в охотники. А между прочим, охота была отраслевой составляющей, связанной, в том числе, с освоением отдаленных территорий. Вводить экзамены и обучать людей надо, но для этого необходимо выстроить систему охотхозяйственной деятельности в стране. У нас нет специалистов биологов-охотоведов. В Кировской школе, которая была одной из мощнейших при СССР, сейчас учатся пять человек на первом курсе, в Иркутской школе - 5-7 человек, а школа в Балашихе практически прекратила существование. Преподавательского состава тоже нет. Поэтому вопрос - кто будет принимать экзамены?" - заключает Валерий Кузенков.