Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Наказание за незаконные свалки предложили ужесточить

Наказание за незаконные свалки предложили ужесточить

16/01/2025 20:26 / 👁 89 / Поделиться:
Статья
Если тот, кто создал свалку, или собственник земельного участка, на котором она возникла, не уберет мусор в установленный законом срок, сделать это будут обязаны муниципальные власти, которые, в свою очередь, смогут потребовать у виновных компенсации понесенных расходов.

Такой законопроект Комитет Госдумы по экологии и природным ресурсам рекомендовал принять в первом чтении на заседании 15 января.
Фото: Прусакова Марина / ТАСС Фото: Прусакова Марина / ТАСС

Депутаты анонсировали поправки ко второму чтению: у владельцев участков, не принимающих меры по ликвидации свалок, предложили конфисковывать землю. «Парламентская газета» узнала подробности.

Кто в ответе за мусор

В мае 2023 года Конституционный суд уточнил пределы ответственности органов местного самоуправления за несанкционированные свалки на землях, не находящихся в их собственности. В суде отметили, что система обращения с отходами в России подразумевает участие всех трех уровней власти, однако возникали проблемы из-за отсутствия четкого определения принадлежности и объема полномочий органов власти по ликвидации свалок.

В том же году в Минприроды подготовили законопроект, вводящий в законодательство понятие несанкционированной свалки отходов, однако впоследствии его текст переписали, и в октябре 2024-го кабмин внес в Госдуму новую версию. Объем твердых коммунальных отходов меньше пяти кубометров уберут в рамках благоустройства территории при регулярной очистке. Порядок выявления и ликвидации свалок большего объема будут регламентировать новые статьи Закона «Об отходах производства и потребления».

Выявлять свалки должны муниципальные власти — в границах населенных пунктов, а за их пределами — органы власти субъекта РФ, следует из законопроекта. Убрать свалку обязаны те, кто ее создал, либо собственники земли, землепользователи или арендаторы участков. Если же они не убрали мусор и не откликнулись на соответствующее предписание в течение тридцати дней, то проблему будут решать органы местного самоуправления либо региональные власти за счет своих бюджетов. Но смогут требовать покрытия расходов от виновных через суд, объяснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экологии Александр Коган.

Также, по словам Когана, предусмотрено направление «окрашенных» экологических платежей на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, однако само определение этого понятия из законопроекта исчезло.

За что лишат надела

Сегодня муниципалитеты вынуждены убирать все свалки на своих территориях, хотя это не всегда их полномочия, а бюджеты весьма скудны, отметил при рассмотрении законопроекта на заседании думского Комитета по экологии его председатель Дмитрий Кобылкин. Регионы, по его словам, ждут принятия инициативы, поэтому члены комитета рекомендовали Госдуме принять законопроект в первом чтении, но ко второму планируют внести существенные поправки.

Об одной из них нашему изданию рассказал Александр Коган. Он отметил, что муниципальные власти после того, как уберут свалку, могут потребовать возмещения понесенных расходов у виновных в сбросе мусора, если их получится установить, либо у владельцев земельного участка. «Свалок, больших и малых, в регионах — тысячи, а дела в судах о возмещении расходов идут трудно, — констатировал депутат. — У муниципалитетов нет механизма разборок с частником. Мы предлагаем его предусмотреть, например, изымать землю через суд у тех, кто допустил свалку, а на законное предписание ее убрать, не отреагировал».

Законопроект также могут расширить определением несанкционированной свалки отходов и прописать в нем, о каких конкретно видах отходов идет речь, поскольку ликвидация твердых бытовых отходов и, например, сельскохозяйственных или промышленных требует разных затрат. «Муниципалитетам трудно подтвердить в суде, какие именно средства они потратили, чтобы убрать мусор, — сказал Александр Коган. — Плюс сейчас мы не знаем, какую проблему решаем. Одно дело, если 90 процентов свалок — это твердые коммунальные отходы, а если там что-то иное или даже опасное, то нужны более конкретные определения».

Зачем нужен мусорный лимит

В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2026 года и будет касаться только свалок, выявленных после этого периода, сообщил замглавы Минприроды Дмитрий Тетенькин. Рекультивация свалок и ликвидация объектов накопленного вреда в полномочия муниципалитетов входить не будут, подчеркнул он. Замминистра подтвердил, что ведомство готово к совместной с парламентариями работе над поправками, но не уточнил, как исполнительная власть относится к идее конфискации замусоренных земель.

В ходе обсуждения депутаты обратили внимание на мусорный «лимит» в пять кубометров, указанный в законопроекте. Зачем он нужен и не возникнет ли у недобросовестного главы муниципалитета соблазна докинуть в кучу мусора либо, наоборот, убрать лишнее, чтобы не тратиться на уборку, задался вопросом зампред Комитета Госдумы по экологии Григорий Арапов. С ним согласились коллеги и предложили доработать этот момент, поскольку «меньше пяти кубометров — это даже не свалка, а навал».

Отдельно парламентарии хотят понять, что же находится на трех тысячах выявленных в России объектах накопленного вреда окружающей среде. Это могут быть как неиспользуемые строительные объекты, так и другие вредные накопления. «Когда поймем, что там находится, будем расширять закон», — заключил Александр Коган.

Последние новости

Популярные новости