Потом начнется самое интересное: рассмотрение поправок, которые собирали от жителей до 1 сентября, а потом еще месяц систематизировали. Если рабочая группа сделала все правильно, голосование пройдет исключительно ключами, без лая и даже тявканья.
Руководитель рабочей группы, глава Бюджетно-финансового комитета Заксобрания Денис Четырбок рассказал, какие предложения были самыми обсуждаемыми и почему они имеют шансы на принятие. Всего в Мариинский дворец жители направили более девятисот предложений. Их систематизировали в 21 группу поправок.
Самое популярное касается нахождения в общественных местах с собакой в наморднике и на поводке. Правда, пока в петербургском законе эти составляющие идут через «и/или», что позволяет варьировать средство сдерживания животного. Вот «или» и планируют удалить.
Для намордника пока остается критерий высоты собаки в холке больше 40 сантиметров. Хотя всеми уже признано, что он — субъективный. «Мы думали о разных других критериях. Например, о породах или о весе. Но представляя, как это должно быть отражено в законе и на практике, пришли к выводу, что критерий по высоте в холке самый лучший. Да и привычный», — пояснил Денис Четырбок.
Одно из мнений по этому вопросу еще проще: не надо никаких критериев — собаки в общественных местах, кроме специальных, предназначенных для выгула и дрессировки, должны быть в намордниках, все и всегда. Даже мопсы — в специально для них разработанных масочках для короткомордых пород. И не только из-за опасений агрессии животных, но и из-за риска съесть на улице что-то вредное для здоровья и даже жизни. Не надо носить намордники только щенкам до полугода, считают законодатели.
Бурное обсуждение вызвал вопрос, наказывать ли хозяев за нарушение их питомцами тишины и покоя в ночное время. Ведь иногда лай и вой просто невыносимы, особенно по ночам. Но законодатели решили, что животное — не приемник и не телевизор, кнопки «вкл/выкл» у нее нет и лаской ее порой не успокоить. Кроме того, собаки просто так обычно не лают и не воют. Они реагируют либо на внешние раздражители, либо на одиночество.
Спорными оказались и популярные предложения полярного свойства: одни хотят полностью запретить хозяевам ходить в магазины и в общепит с питомцами, другие — полностью разрешить. Если для культурных, спортивных учреждений и массовых мероприятий, в том числе во время городских праздников решено запретить присутствие собак, то общепит и магазины хотят оставить на усмотрение самих заведений.
Соцучреждения законопроект предписывает обходить с собаками стороной: с животным нельзя не только внутрь, но подходить ближе, чем на 10 метров. Но в центральных районах города, где иногда даже ширина улицы может быть меньше, выполнить такое требование закона будет трудно. Поэтому депутаты скорее всего сократят «расстояние допуска» до трех метров.
Несколько инициатив могли бы показаться разумными, если бы не опасения за последствия. Например, о том, что все владельцы должны проходить кинологические курсы и потом сдавать на «собачьи права». Или идея обязательной страховки гражданской ответственности владельца животного, что-то вроде собачьего ОСАГО. А также отмена намордника для животного, которое прошло специальные курсы послушания. Проблема одна — такие нововведения могли бы привести к разгулу коррупции.
Отдельного обсуждения заслуживает только одно из них — чтобы намордники не носили пожилые собаки старше 10 лет или по медицинским показаниям, например, после операции. Тут законодателей смутила обязанность владельца носить с собой подтверждающие документы. С другой стороны, если пес действительно старый или больной, а то и догуливает без намордника последние недели своей жизни, а посторонние люди жалуются на и так расстроенного хозяина, владельцу стоит защищать своего друга, взяв с собой справку из ветклиники.
Поступило на рассмотрение депутатов немало и таких предложений, которые достойны рассмотрения, но не являются предметом регулирования именно этого закона. Например, одни жители справедливо указали на необходимость увеличения количества мест для выгула и тренировки домашних питомцев. Другие просили установить запрет на проживание больше двух собак в одной квартире или на содержание друга человека в коммуналках. Но такие вещи регулирует федеральное законодательство, а также ветеринарные и санитарные нормы. Третьи требовали запретить оставлять собак одних в квартирах или на балконах. Это тоже вопрос надлежащего или ненадлежащего содержания животного, в том числе жестокого с ним обращения. Кто-то даже попросил обсудить тему специальных ограждений земельного участка на природе. Но тут тоже все просто: забор должен быть таким, чтобы не позволить собаке его преодолеть. Усредненные требования к ограждениям и так есть в СНИП: сетчатый забор в 1,2—1,8 метра.
Настоящей новацией петербургского закона станет норма о чипировании и ведении реестра домашних животных. Ведь тогда установить, кто хозяин питомца, станет проще, чем проверить QR-код в период коронавируса. Кроме того, на чип можно занести полезную информацию, например, о возрасте собаки и медицинских противопоказаниях к намордникам. Сам Денис Четырбок уже комментировал, что чипирование вполне реально: «Я двумя руками за это нововведение. И сам как хозяин питомца уже сделал чипирование своей собаки. Это решает несколько проблем: от поиска владельца и повышения ответственности до бесплатной вакцинации животного за счет городского бюджета».
Напомним, что Северная столица занимает второе место по количеству домашних собак. По последним данным, сейчас в городе на 15 человек приходится примерно по одной.