На совместном заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 19 сентября парламентарии предложили разрешить перевозчикам отходов ездить по дорогам без специального разрешения, а профильным министерствам разработать план обновления техники. Что дальше будет с мусором, разбиралась «Парламентская газета».
На совместном заседании двух профильных комитетов обсуждали проблему допустимой нагрузки на ось при перевозке твердых коммунальных отходов у мусоровозов и другого тяжеловесного транспорта. По словам зампредседателя Комитета Госдумы по экологии Александра Когана, сегодня регоператоры — заложники этой проблемы. Дело в том, что у всех мусоровозов, которые сегодня используются, внутренняя плита для прессования находится ближе к осям и при полной загрузке отходов или даже частичной давление на ось влетает им в копеечку — нагрузка на ось все равно получается сверх нормы, и перевозчики вынуждены постоянно платить штрафы по 250-400 тысяч рублей. Он добавил, что, согласно эксперименту, проведенному совместно с Российским экологическим оператором в Курской области, при повышении нагрузки на ось у перевозчика за один день работы и совершенных 40 рейсах средний размер штрафа будет достигать 12 744 080 рублей, а в год цифра вырастет до 4 587 868 800 рублей.
Чтобы изменить ситуацию, нужно менять всю спецтехнику и производить такую, которая будет выдерживать большие нагрузки, не выходя за существующие нормы, субсидоровать обновление парка техники регоператорам. В дополнение к этому — специальные разворотные площадки, качественные подъездные пути. Но, по предварительным расчетам, ни у одного региона не хватит средств даже на модернизацию техники, заметил Коган. Здесь нужен четкий ответ Минпромторга — в какие сроки можно сделать мощные машины и есть ли такие возможности в принципе. Но его пока нет.
«Нам нужно принимать решение уже сейчас. Либо мы оставляем все как есть и повышаем тарифы, либо ищем, откуда брать средства на то, чтобы направлять штрафы в фонды для ремонта соответствующих дорог. Или вовсе предлагаем альтернативы», — указал Коган.
Замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов допустил, что субсидирование могло бы помочь в решении проблем, но необходимо подробное экономическое обоснование. Козлов также поддержал вариант с поднятием тарифов. Но зампред Комитета по экологии Георгий Арапов подчеркнул, что такое решение может привести к полному банкротству регоператоров и непониманию людей, у которых и так нет единого представления о том, кто платит за мусор, кто его убирает.
Зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов призвал не дожидаться решений и предложений от Минтранса, а выступать с законодательной инициативой и выносить обсуждение проблемы на пленарное заседание.
Коган предупредил, что если в ближайшие два месяца ведомства не смогут выработать единую позицию и выдать конкретные предложения, то с каждым годом нагрузка на региональных операторов будет расти в арифметической прогрессии.
По итогам заседания Комитет Госдумы по экологии предложил ввести пятилетний переходный режим: благодаря нему для мусоровозов и другого тяжеловесного транспорта, например пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, будет установлен специальный правовой режим — без штрафов за перевес. А сами мусоровозы будут ездить по дорогам без специального разрешения.
Минпромторгу, Минприроды, ФАС, Минфину, Минэкономразвития, Российскому экологическому оператору необходимо прийти к единому мнению по поводу переходного режима и направить его в соотвествующий комитет. План обновления мусоровозного парка и способы поддержки, исключающие рост тарифов при переходном режиме, должен разработать и предоставить Минпромторг совместно с Минприроды, ФАС и Минфином.