Субкультура квадроберов — детей и подростков, которые покупают маски кошек и собак и играют в животных, бегая на четвереньках, «знакомясь» друг с другом, лая и мяукая, — вот уже который месяц не покидает газетные передовицы. В очередной раз запретить молодежное увлечение потребовали в Совфеде: по мнению сенатора Натальи Косихиной, оно травмирует детскую психику, а сами квадроберы часто ведут себя неадекватно и даже могут укусить. Реально ли квадробинг опасен, как на него реагировать родителям и нужно ли государству включаться в решение «четвероногого вопроса», «Парламентской газете» 11 сентября рассказал член Комитета Государственной Думы по просвещению Анатолий Вассерман.
- Анатолий Александрович, некоторые считают, что квадробинг — опасное явление, травмирующее психику детей, и его нужно скорее запретить. А что думаете вы?
- Запрещать что бы то ни было — это, на мой взгляд, самый эффективный способ популяризации. «Запретный плод сладок» — не вчера сказано. Это во-первых. Во-вторых, у детей, насколько я могу судить, подобные увлечения существовали еще с незапамятных времен, и, скорее всего, это вообще естественная часть пути взросления. Другое дело, что существует, например, сходная субклуьтура у взрослых — так называемые «фурри», от слова fur, «мех» по-английски. Причем, насколько я знаю, она имеет в том числе довольно отчетливый сексуальный подтекст. А у детей это просто игры. И я лично ничего в них ненормального не вижу, по крайней мере пока этим занимаются именно дети.
- Психологи отмечают, что тем же квадробингом могут увлекаться не только маленькие дети, но и подростки вплоть до 12-14 лет, и усматривают в этом некий тренд на инфантилизацию подрастающего поколения. Существует такая угроза?
- Действительно, у нас сейчас есть некий курс на инфантилизацию общества. Причем, по моему впечатлению, этот курс во многом насаждается искусственно — например, популярными лидерами мнений, которые, может, и сами не особо понимают, что именно они несут в массы, но при этом интуитивно следуют за трендами. Но конкретно к детям и детским играм это все не относится, это скорее порок уже более взрослого поколения.
- До какого возраста квадробинг — естественная игра, которая не переросла в разряд странностей?
- Ну, по крайней мере пока дети не вступят в активную фазу полового созревания — это где-то лет 15-16. В этом возрасте начинаются определенные биологические, физиологические и психологические процессы, и интересы ребенка из-за этого меняются, том числе в сторону усиления интереса к противоположному полу. Если этого не происходит или если это проецируется на увлечение квадробингом и дети начинают подражать животным не только в играх, но и в чем-то более серьезном, вот тогда уже есть повод для беспокойства. Но я лично ни о чем подобном никогда не слышал.
- На что следует обращать внимание родителям?
- До определенного возраста сильное увлечение чем-либо нормально и естественно для ребенка. А вот в более зрелые годы уже может свидетельствовать о наличии некоторых серьезных психологических проблем — например, тех, что сейчас принято называть синдромом дефицита внимания. Если ребенок из-за своего увлечения испытывает проблемы с учебой, если у него нет больше никаких хобби, если у него трудности с общением со сверстниками, родителям, конечно, стоит насторожиться. Но опять же, насторожиться — не значит ругаться и запрещать. Нужно поговорить с ребенком, понять, чего ему не хватает, что он компенсирует таким образом. Возможно, обратиться за помощью к специалисту.
- Есть, к слову, и альтернативное мнение: что примерка разных ролей позволяет ребенку активнее познавать мир, а игра в маски — даже маски животных — упрощает коммуникацию со сверстниками. Вы с этим согласны?
- В некоторой степени да, я с этим согласен. Это весьма вероятно. Вообще разнообразие ролей, которые ребенок играет, по большей части полезно. Но, опять же, до тех пор, пока это именно ребенок.