На этот раз травинку себе в ухо первым вставил самец по кличке Джума, и вскоре за ним начали повторять несколько других особей. Джума пошел дальше и спустя несколько недель вставил травинку в анус, а другие шимпанзе снова повторили за ним. Хотя ученые до сих пор не выяснили, служит ли это поведение какой-то цели, они предположили, что копирование действий друг друга может укреплять социальные связи приматов. Препринт доступен на портале bioRxiv.org.
В 2010 году самка шимпанзе по имени Джули из заповедника Чимфунши в Замбии начала вставлять травинку себе в ухо и ходить с ней. Через некоторое время другие шимпанзе из той же группы стали повторять за ней, и за три года такое поведение переняли 8 из 12 особей. При этом среди других групп шимпанзе того же заповедника такого поведения не наблюдалось. Эдвин ван Леувен (Edwin J. C. van Leeuwen) и его коллеги, наблюдавшие за приматами в Чимфунши, назвали поведение обезьян традицией. Практического смысла и каких-то закономерностей в этом поведении ученые не увидели.
Теперь ван Леувен с коллегами из Великобритании, Замбии и Нидерландов описали возникновение такой же традиции в другой группе шимпанзе из того же заповедника. В начале августа 2023 года шимпанзе по имени Джума первым из своей группы вставил в ухо травинку. В течение недели еще четверо шимпанзе начали делать то же самое — вставлять в уши травинки или ветки. В итоге травинки в ушах носили 5 из 8 шимпанзе из группы. Зимой 2023 года к группе присоединились трое шимпанзе-мигрантов, и к апрелю один из них тоже стал носить в ушах травинки.
Однако на этот раз ушами обезьяны не ограничились. В конце августа 2023 года Джума стал носить травинку в прямой кишке. В тот же день еще один шимпанзе сделал то же самое, а через три дня это делали уже пять обезьян. В октябре к ним присоединился еще один самец. В то же время за весь период исследования с мая 2023 по август 2024 год ученые ни разу не застали шимпанзе из семи других групп с травинкой в анусе. Что касается травинок в ушах, два шимпанзе из другой группы ходили с ними. Это была та самая группа, где традиция вставлять травинку в ухо возникла в первый раз.
Анализ сетей социальных взаимодействий обезьян показал, что обе формы поведения с большой вероятностью передавались в группе путем социального обучения. Пол и возраст шимпанзе на скорость этого обучения не влияли.
Авторы вновь назвали распространившееся в группе поведение культурной традицией. Также они предположили, что обезьяны могли начать вставлять травинки или веточки в ухо, посмотрев на самок, которые чистят уши детенышам с помощью палочек. А само копирование поведения других членов группы может объясняться желанием шимпанзе «соответствовать» сородичам и служить укреплению социальных связей.
Недавно ван Леувен с коллегами показал, что шимпанзе могут научиться решать сложную задачу, понаблюдав за обученными сородичами, даже тогда, когда не способны изобрести решение самостоятельно. Это позволило ученым утверждать, что нечеловеческие животные (во всяком случае, шимпанзе) действительно способны учиться друг у друга и копировать внедренные сородичами инновации, а значит — обзаводиться традициями.