Сейчас нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), применительно к предприятиям I категории в соответствии с законом и II категории — в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения, говорится в пояснении к документу. При этом действующее законодательство об обращении с отходами производства и потребления, а также нормы законодательства в области охраны окружающей среды не в полной мере учитывают введенные изменения, что создает правовую коллизию в части прав и обязанностей предприятий по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Поэтому предлагается привести в соответствие законодательство в части полномочий Российской Федерации и регионов по нормированию деятельности и обращению с отходами (НООЛР), а также обязанностей предприятий, ведущих обращение с отходами I и II категорий, по разработке НООЛР. Принятие законопроекта позволит устранить противоречия, которые затрудняют правоприменение, отмечают авторы.
Утверждение методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предлагается отнести к полномочиям РФ. Помимо этого, исключат взимание госпошлины за утверждение нормативов и лимитов, если они устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, поскольку в данном случае отдельная процедура утверждения норматива не проводится, а значит, основания для взимания пошлины отсутствуют.
Ко второму чтению документа поступило восемь поправок, все они рекомендованы к принятию, рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. В том числе одобренные поправки дают время водоканалам найти необходимые технологии, которые позволят им выполнять более жесткие нормативы по выбросам и сбросам загрязняющих веществ, рассказал Коган.
«Это требование было принято еще в прошлом году, но, к сожалению, ни в России, ни в мире пока не готовы такие технологии, которые позволят водоканалам выполнять очистку воды до нормы содержания нитритов», — отметил парламентарий.
Поэтому, по его словам, предлагается перенести на год вступление в силу закона, по которому компании обязали придерживаться более жестких нормативов по выбросам, сбросам и отходам загрязняющих веществ, с 1 сентября 2024 года на 1 сентября 2025 года. «Если этого не сделать, они будут обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду в стократном размере и, чтобы не обанкротиться, могут переложить эти расходы на граждан, увеличив тарифы. Этого нельзя допускать», — отметил политик.
Другие поддержанные поправки, по его словам, исключают возможность двойного учета одного и того же сырья производителями товаров и упаковки для получения двух льгот одновременно — освобождения от экосбора и применения понижающего коэффициента.