Это самое крупное сборище восьминогих моллюсков на Земле. Оно выглядит еще более поразительным, если учесть, что в основном осьминоги — одиночные животные, встречающиеся друг с другом только ради спаривания.
Почему же самки M. robustus скопились в одном месте? Ответ удалось получить лишь недавно: их привлекают небольшие гидротермальные источники на склонах потухшего вулкана. На глубине 3200 метров, где были обнаружены осьминоги, температура воды обычно составляет 1,6 градуса Цельсия, но возле источников она поднимается до 5 градусов, а в некоторых трещинах — до 11 градусов. Поскольку осьминоги — пойкилотермные животные, скорость развития их яиц зависит от температуры окружающей среды: на теплом мелководье осьминожата могут вылупиться всего за несколько дней, а вот глубоководному Graneledone boreopacifica принадлежит мировой рекорд по продолжительности инкубации — целых четыре с лишним года!
На этом видео можно увидеть самку G. boreopacifica, благодаря которой ученые смогли установить продолжительность инкубации яиц этого вида. Целых 53 месяца мать защищала свои 160 яиц, пока, наконец, малыши не вылупились
Исследователи подсчитали, что при температуре окружающей воды в 1,6 градуса M. robustus пришлось бы ждать проклевывания яиц еще дольше — около 14 лет. А вот при 5 градусах срок сократился до полутора лет: наблюдение за несколькими самками в «саду» показало, что их потомство появляется на свет в среднем за 590 дней. Аналогичные изменения срока инкубации были зафиксированы и у других видов — например, у гигантского осьминога (Enteroctopus dofleini), встречающегося от Юго-Восточной Азии и Калифорнии до Аляски: на севере ареала самки осьминогов остаются рядом с кладкой до 10 месяцев, на юге — вдвое меньше.
Ускорение развития яиц более чем в семь раз — достаточно весомая причина, чтобы потерпеть тесноту в «саду». В течение всего времени инкубации самки осьминогов M. robustus остаются рядом с яйцами, следя за их чистотой и отгоняя хищников — морских звезд, голотурий, крабов и др. Поскольку осьминоги размножаются лишь раз в жизни, а силы самки, которая не ест в течение всей инкубации, неуклонно истощаются, сокращение срока инкубации повышает шансы на благополучное появление детенышей на свет. Вдобавок, когда самцы и самки M. robustus собираются в одном «саду», им проще найти партнера для спаривания, что для глубоководного вида, держащегося поодиночке, тоже немаловажно.
За манеру во время инкубации «выворачиваться наизнанку», демонстрируя присоски на щупальцах, исследователи прозвали M. robustus «жемчужным осьминогом». В такой позе самке проще отталкивать любопытных хищников, способных навредить яйцам. Фото из статьи J. P. Barry et al., 2023. Abyssal hydrothermal springs — Cryptic incubators for brooding octopus
Правда, нахождение в таких «садах» может сулить не только выгоду, но и неприятности. После того как яйца отложены, они приклеиваются к субстрату, после чего самка не может переместить их с места на место, если, к примеру, температура окружающей воды неожиданно изменится. В одном из первых обнаруженных «садов», численностью около 100 особей, массовые выбросы теплой, но бедной кислородом воды часто приводили к гибели матерей и их потомства. «Сад» же в заливе Монтерей выглядит стабильным: теплая вода здесь выделяется равномерно, что, вероятно, и привлекает такое огромное количество осьминогов.
Изучение «сада» у берегов Калифорнии продолжалось около пяти лет: его картировали с точностью до метра, а подводная съемка, измерения температуры и содержания кислорода проводились с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением. Благодаря этому исследователи могли вести продолжительные наблюдения за одними и теми же самками (их различали благодаря шрамам и другим уникальным отметинам на теле) от начала инкубации до ее завершения, когда полупрозрачные детеныши уплывали навстречу самостоятельной жизни.
Подводный аппарат «Док Рикеттс» аккуратно пробирается по «саду» из насиживающих яйца осьминогов, каждый из которых размером с грейпфрут. Аппарат был разработан инженерами Исследовательского института аквариума Монтерей-Бей (MBARI). Фото с сайта mbari.org
Судя по тому, что в «саду» не было замечено особей среднего размера, он использовался исключительно как нерестилище и питомник, хотя неизвестно, обязательно ли присутствие таких «садов» для размножения M. robustus. Пока что найдено всего четыре «сада», два у берегов Калифорнии и два в Коста-Рике. Однако с учетом того, что M. robustus — крайне малоизученный вид, сложно сказать, все ли самки этого вида размножаются в таких «горячих точках», или где-то в глубинах океана другие матери берегут свои кладки долгие 14 лет.
Анна Новиковская, Элементы.