В Центральной России тоже установилась жара, но вскоре она спала, сменившись ливневыми осадками. Можно не сомневаться, что на протяжении ближайших трёх месяцев аномальное тепло не раз вернётся и будет бить рекорды в разных регионах страны. В самом начале этого года метеорологи предупреждали, что 2024-й, скорее всего, станет ещё более тёплым, чем 2023-й, который, напомним, был признан самым жарким за всю историю наблюдений.
Вчера в Краснодаре был обновлён суточный рекорд тепла, или, скорее, жары: максимум температуры составил +35 градусов, что на 0,8°градуса выше прежнего достижения 1966 года. Новый максимум дня зафиксирован и в Ростове-на-Дону — там столбики термометров поднялись до отметки в +35,3 градуса, что на 0,8°градуса выше прежнего рекорда, продержавшегося аж 103 года! Обновлён рекорд жары и в Армавире (+36,4 градуса).
По данным Центра погоды «Фобос», температурный фон в Южном федеральном округе превысил климатическую норму на 4-9 градуса. В ближайшие дни серия обновления суточных максимумов продолжится, и температуры ещё больше приблизятся к 40-градусным отметкам. Это касается Ставрополья, Калмыкии, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей.
Но что дальше? Обгонит ли 2024-й тепловую аномалию предыдущего года, когда рекорды жары фиксировались по всему миру?
В прошлом году потепление оказалось на 0,3°C выше, чем того ожидали климатологи. Для науки, привыкшей оперировать показателями в сотые доли градуса, это много.
Температурный скачок учёные объясняют несколькими факторами, и один из них — начало очередной фазы Эль-Ниньо. Так называют погодный режим в экваториальной части Тихого океана, где периодически либо нагреваются (Эль-Ниньо), либо охлаждаются (Ла-Ниньо) поверхностные воды. Это явление охватывает гигантскую территорию и влияет на климат в масштабе всей планеты.
В этот раз Эль-Ниньо началось в середине 2023 года. Процесс потепления тихоокеанских вод пошёл очень быстро, удивив учёных.
«Но сейчас Эль-Ниньо уже практически закончилось, его пик был в декабре-январе. Если бы оно продолжало оставаться сильным, была бы достаточно высокая вероятность, что нынешний год по показателям температур превысил бы предыдущий. Я думаю, что 2024-й будет превышать среднестатистический год, но он не будет аномально тёплым», — предполагает и. о. директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН и заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН, академик Владимир Семёнов.
Как объясняет учёный, после сильных температурных скачков, подобных прошлогоднему, показатели температур остаются примерно на том же уровне либо откатываются вниз, но ненамного — на 0,1-0,2°градуса. Поэтому ожидать аномалий в этом году не стоит.
Тем не менее климат в последние годы приучил нас к тому, что ожидать можно каких угодно сюрпризов.
«Например, сейчас необычно выглядят два парно расположенных циклона: один — над Норвежским морем, другой — над Западной Сибирью, — говорит заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Александр Кислов. — Они очень устойчиво стоят уже около 10 суток, определяя сильные меридиональные переносы воздушных масс. А между ними оказался небольшой, но теперь уже долгоживущий антициклон, из-за которого на северо-западе России установилась „антициклональная погода“, то есть хороший солнечный прогрев».
В климатической летописи есть годы, которые запомнились небывалой жарой. Это, например, 1972-й и 2010-й, когда на всей европейской части России стояла страшная засуха, в некоторых регионах не выпало ни одной капли дождя, а Москву и другие города заволакивало дымом лесных и торфяных пожаров. Возможно ли повторение такой ситуации?
«Вероятность всегда есть, — считает Семёнов. — Но подобные волны жары формируются из-за антициклонов. А антициклон (в данном случае — блокирующий) связан с неустойчивостью атмосферной циркуляции. Предсказать его практически невозможно. Это совершенно неблагодарная задача, стрельба в небо.
Есть здравая гипотеза, что ситуация 1972 и 2010 годов связана с определёнными аномалиями температуры океана — в Северной Атлантике должно быть похолодание. Условно говоря, там должна возникнуть „лужа“ холодного океана, окружённая положительными аномалиями с севера и юга. Но сейчас такой ярко выраженной аномалии мы не наблюдаем. Поэтому, если исходить из этой гипотезы, вряд ли этим летом у нас установится блокирующий антициклон продолжительностью в месяц и больше, как было в 2010 году».