Проектов по зеленой повестке или по переходной повестке немного - как было, так и осталось, говорит Алексей Шендерюк-Жидков, зампред комитета по бюджету и финансовым рынкам Совфеда РФ. При этом еще в сентябре 2022 года Центробанк всю нормативную базу для такого финансирования, по словам сенатора, уже определил.
Однако источников фондирования для зеленого финансирования за пределами страны не осталось. Есть расчет на страны БРИКС. Но традиционные зеленые фонды ресурсы больше не направляют в Россию. Акцент теперь ставится на внутреннем рынке: российский инвестор поддержал все проекты финансирования, в том числе и переходные - как в облигациях, так и акциях, отмечает Шендерюк-Жидков
Проблема заключается в одном - в стоимости этих проектов.
"То есть мы должны понимать, что фондирование зеленое должно быть просто дешевле, чем любое другое фондирование. - говорит представитель Совета федерации. - Мы могли бы предоставить льготы на держателей этих зеленых бумаг - это абсолютно очевидно".
И такое предложение об освобождении от НДФЛ зеленых облигаций, адаптационных облигаций, в том числе для переходного финансирования, уже вносилось. И ЦБ поддерживает его, отмечает эксперт.
По словам министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, для финансирования трансформационных проектов также нужна процентная ставка ниже
"Вот сейчас мы можем говорить о переходном финансировании, но в условиях, когда вот у нас говорят о перегреве экономики, да, у нас тоже климатическая проблема - в экономике перегрев, говорят, образовался большой. Вот этот перегрев предполагается, и в том числе идут большие обсуждения дальнейшего повышение ставки", - рассказал член коллегии ЕЭК.
По его мнению, если ключевая ставка будет на уровне 17% или выше, возникнут определенные трудности для переходного финансирования.
"Инструменты же понятны: то есть не только банки, может быть, и Центральный банк должен поучаствовать в подобного рода переходном финансирование. Может, ставку пониже под эти инструменты", - предлагает Слепнев.
Дело в том, что в условиях такой высокой ставки "никакие государственные субсидии не способны ее компенсировать, чтобы обеспечить доступное переходное финансирование и вообще климатическое финансирование", добавил он.
Переходное финансирование предполагает направление денег в проекты по модернизации отраслей и направлений деятельности с высоким уровнем выбросов парниковых газов. Такое движение поддерживается в пространстве БРИКС. И в сентябре 2021 года в России, например, была принята таксономия переходных проектов.