В феврале 2024 г. в России был принят план реализации стратегии развития производства органической продукции. Согласно документу, за пять лет в стране должен сформироваться отдельный сектор сельского хозяйства, в котором не применяются минеральные удобрения. Вместо них в земледелии используются биопрепараты, органические, микробиологические удобрения и сидераты – растения, удобряющие почву.
«Такой подход позволяет существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение рек, озер и подземных вод, а также деградацию почв», – отмечается в материалах правительства.
В стратегии прописаны конкретные задачи: к 2030 г. в сравнении с 2021 г. объем производства органической продукции должен вырасти в 12,5 раза с 9,1 млрд до 114,5 млрд руб. Планируется, что площадь земель под органическим земледелием расширится в 6 раз – с 655 500 га до 4,2 млн га. Объему потребления органической продукции прописано вырасти в 6 раз – с 24,4 млрд до 149,8 млрд руб. Однако потребление должно расти гораздо быстрее, поскольку в 2021 г. 15 млрд руб. органической продукции приходилось на товары иностранных производителей.
На достижение заявленных показателей за 2022–2030 гг. необходимо направить 59 млрд руб. Согласно плану, ежегодные инвестиции вырастут с 1,6 млрд руб. в 2022 г. до 11,3 млрд руб. в 2030 г.
В России органическое производство регулирует федеральный закон № 280-ФЗ об органическом сельском хозяйстве, который вступил в силу с 2020 г. Действуют пять национальных стандартов, основной из которых – ГОСТ 33980-2016, подробно определяющий правила производства органической продукции.
Для реализации намеченных планов сейчас ведется разработка национальных стандартов для органического сельского хозяйства и межгосударственных стандартов на базе национальных, сообщила заместитель руководителя АНО «Российская система качества» («Роскачество») Елена Саратцева. Производители, которые хотят подтвердить соответствие требованиям законодательства и честно позиционировать свою продукцию как органическую, имеют возможность пройти сертификацию. Вся необходимая инфраструктура для нее в России есть. Сформирован Единый государственный реестр производителей органической продукции Минсельхоза России, утверждена единая маркировка (белый лист на салатовом фоне).
В «Роскачестве» представители малого и среднего предпринимательства уже четвертый год могут получить сертификат на льготных условиях. «В прошлом году Россия вышла на очень высокие темпы по сертификации, выдавая один сертификат соответствия в два дня», – рассказала Саратцева.
Национальный центр компетенций развития органической и зеленой продукции «Роскачества» развивает сеть своих представительств, сегодня они действуют уже в восьми субъектах РФ. Это Ставропольский край, Ярославская область, Белгородская область, Новосибирская область, Алтайский край, Республика Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Нижегородская область. В начале 2024 г. первое зарубежное представительство заработало в Китае.
По данным Союза органического земледелия, на данный момент производством органической продукции в России заняты 182 сертифицированных по российскому стандарту производителя и еще около 50 – по международным органическим стандартам. Отечественные и международные стандарты взаимно не признаются, хотя они на 80% идентичны, отмечают в организации.
Россияне проявляют все больший интерес к органической продукции, благодаря чему этот рынок будет расти на 10–12% в год, считает глава фонда «Органика» Вячеслав Федюнин. По его мнению, ключевыми факторами такого роста станут эффект низкой базы, законодательное оформление рынка и популяризация культуры потребления органики. Сейчас лидерами по потреблению являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, рассказали в фонде. В целом в России органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырье выпускают в 49 регионах.
Более 31% органической продукции, произведенной в России, приходится на растениеводство, отмечают в Союзе органического земледелия. Мясная и молочная продукция занимают около 10%, продукция переработки – 17%, ягоды, овощи и фрукты – 12%, дикоросы – 8%, алкоголь – 10%, меньше всего – мед и чай. Всего в России производится более 1000 наименований органической продукции. Пока доля такой продукции отечественного агробизнеса на внутреннем рынке составляет менее половины от общего объема.
Лидером по числу выданных сертификатов являются производители продукции растениеводства, отмечают в «Роскачестве». Их среди компаний, производящих органическую продукцию, около 53%. Затем идут производители продукции переработки (37%), следом – животноводческой органической продукции (8%). Но в адрес органа по сертификации «Роскачество-органик» поступают заявки от производителей таких экзотических для России продуктов, как кофе и авокадо.
«Минпромторг России поручил «Роскачеству» разработать проект ГОСТа на зеленую бытовую химию, над которым мы сейчас работаем», – рассказала Саратцева. По ее словам, в стандарт, в частности, включен список разрешенных к использованию ингредиентов – вода, минералы и компоненты минерального происхождения, растения, в том числе грибы и водоросли, продукты, производимые живыми животными (молоко, мед, ланолин, пчелиный воск). Если ингредиенты органические, то это также должно быть подтверждено сертификатом соответствия.
Основная задача органического сельского хозяйства – сохранить здоровье почв, экосистем и людей. Именно вокруг ее реализации и построена система требований к производству сельхозпродукции, отметил председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Исключено все, что может нанести вред. В органическом сельском хозяйстве запрещено использовать генетически модифицированные организмы, химические пестициды и удобрения, пищевые добавки, антибиотики, гормоны роста.
«Отказ от химических удобрений – один из самых технически сложных в органике, он ставит перед производителем ряд серьезных задач», – рассказал Коршунов. Он пояснил, что восполнять необходимые для питания растений вещества нужно целой системой агроприемов, включающих севооборот, сидераты, применение органических удобрений.
Что касается органического животноводства, Коршунов отметил, что животные содержатся на вольном выпасе, имеют доступ к свежему воздуху и пастбищам, свободно передвигаются. «Корма только натуральные. Телята не отлучаются от матери», – добавил он.
Эксперты рассказали, что рынок биопрепаратов и биоудобрений быстро растет: количество получивших подтверждение на использование в органическом сельском хозяйстве своей продукции производителей препаратов в 2024 г. достигло 35. Для сравнения: всего пять лет назад таким производством занимались только четыре компании. Это отечественные высокотехнологичные компании, которые производят продукцию из российского возобновляемого сырья, и они готовы наращивать производство, уточнил Коршунов.
Заниматься органическим производством не самое простое занятие. В среднем урожайность в этом сегменте сельского хозяйства по сравнению с традиционным земледелием ниже на 20–30%, отметили специалисты Союза органического земледелия. Экономия за счет отказа от дорогостоящих химических пестицидов и удобрений есть, но она съедается более дорогими методами возделывания почвы и выращивания урожая: большим количеством механических обработок и ручного труда, затратами на сертификацию. Три года длится только переходный период, в течение которого продукция еще не имеет статуса органической. При этом, по словам Коршунова, рентабельность в органическом сельском хозяйстве сейчас выше, чем в целом в агропромышленном комплексе.
Для более широкого распространения органического производства необходим спрос: цена на продукцию должна быть доступной для потребителей, считает Федюнин. «Сегодня по ряду позиций она выше, чем на традиционную продукцию, но по ряду других позиций соответствует рынку и часто находится в диапазоне цен на крестьянско-фермерскую продукцию. При этом за органикой есть четкий, понятный, правильный контроль», – отметил он.
Кроме того, по мнению Федюнина, необходима популяризация органической продукции. Потребители должны знать о ее полезных свойствах, о том, как ее производство благоприятно влияет на окружающую среду и на здоровье людей. Нужны и меры региональной поддержки, которые позволят улучшить финансовые результаты хозяйств, считает эксперт. Причем в отдельных регионах такие меры уже внедрены, отметил он. «Но при этом мы понимаем, что и само хозяйство должно быть нацелено на рыночную конкуренцию, для того чтобы оптимизировать свои расходы. В целом совокупность всех перечисленных факторов позволит и расширить производство, и добиться тех результатов, которые определены стратегией», – резюмировал Федюнин.
Стратегия развития органической продукции предполагает, что к 2030 г. доля импорта в общем объеме российского рынка органической продукции снизится с 63% в 2021 г. до 24%. А экспорт, наоборот, вырастет с 3,7 млрд до 27,8 млрд руб. Основными рынками сбыта российской органики являлись страны ЕС и США, но теперь планируется продавать ее в Китай, Юго-Восточную Азию, страны Персидского залива, а также ближнее зарубежье. Отечественные производители могут поставлять кукурузу, соевые бобы, ячмень, кедровый орех, замороженные ягоды и мед, отмечают эксперты.
Однако пока доля России на мировом рынке органической продукции составляет всего 0,2% и для ее увеличения необходимо обеспечить признание российских сертификатов соответствия производства органической продукции странами-импортерами, считает Саратцева. По ее словам, на данный момент российская органика официально признана в Катаре и Таджикистане. Переговоры о взаимном признании сертификатов соответствия ведутся также с Индонезией, Саудовской Аравией и ОАЭ.
«Отдельная работа ведется по формированию единого рынка органической продукции на пространстве ЕАЭС в рамках межгосударственного технического комитета по стандартизации «Продукция органического производства». Соглашение планируется подписать до конца 2024 г.», – рассказала Саратцева.