Об этом пишет The Guardian. Как показали данные, продажи внедорожников достигли нового рекорда в 2023 г., составив половину всех новых автомобилей, реализованных в мире. Если бы внедорожники были страной, заявило МЭА, они были бы пятым по величине источником выбросов на планете, опережая национальные выбросы Японии и Германии.
По данным издания, экстремальные погодные условия, вызванные изменением климата, усиливаются, что требует срочного сокращения выбросов. Но выбросы в мировом транспортном секторе в последние годы увеличивались, не считая времени пандемии коронавируса. Продажи внедорожников выросли на 15% в 2023 г. по сравнению с ростом продаж обычных автомобилей на 3%. В МЭА заявили, что основными причинами этого стали «привлекательность как символа статуса», маркетинг со стороны автопроизводителей и представление о том, что внедорожники более удобны.
Как отмечает агентство, такие автомобили наносят больше травм пешеходам при столкновениях и занимают больше места в городах, чем обычные. При этом около 20% новых внедорожников, проданных в 2023 г., были чисто электрическими или подключаемыми гибридами. Но в МЭА пояснили, что более крупным транспортным средствам нужны аккумуляторы мощнее, что оказывает большее давление на запасы критически важных минералов и требует больше электроэнергии для работы.
В 2023 г. на дорогах мира было более 360 млн внедорожников, производящих 1 млрд т выбросов CO2, что примерно на 10% больше, чем в 2022 г. В богатых странах в прошлом году было продано почти 20 млн новых внедорожников, и доля рынка в 50% превышена впервые. По данным МЭА, во всем мире 48% новых автомобилей были внедорожниками, а учитывая старые машины, каждый четвертый автомобиль на дорогах сегодня является внедорожником.
Некоторые страны, в том числе Франция, Норвегия и Ирландия, работают над тем, чтобы обуздать спрос на внедорожники. В Париже плату за парковку для больших автомобилей повысили втрое.