«Существует устойчивый миф, что муравьи едят клещей, поэтому на территориях, где есть муравейники, нет клещей. Это, конечно, неправда. Дело в том, что крупные муравейники отпугивают мышей, которые являются прокормителями личиночных стадий клеща. Поэтому существует некоторая закономерность — на территориях, где есть большие муравейники, меньше клещей. Тем не менее они там есть», — поясняет Алексей Гилёв.
Другой распространенный миф — собаки не подвержены заболеваниям, передаваемым клещами. Это далеко не так, поскольку у собак есть особая клещевая болезнь — пироплазмоз. Эта инфекция поступает в организм животного через инфицированную слюну иксодового клеща. Проявляется в виде высокой температуры (до 41–42 С°), апатии, слабости, снижения аппетита и отечности.
«Для человека пироплазмоз почти не опасен, однако собаки им болеют и часто от этого гибнут. Чтобы защитить питомца, нужно использовать специальные средства, ассортимент которых достаточно широк — ошейники с репеллентами, капли на холку, специальные спреи, шампуни, таблетки для приема внутрь», — объясняет Алексей Гилёв.
Также существует мнение, что на территориях, где в прошлом году были пожары, умерли все клещи. Популяция клещей сократилась, подтверждает ученый, однако не стоит надеяться, что в этом году там не будет клещей.
«В эпицентрах возгорания, особенно при низовом пожаре, выжигающем весь хворост и землю, клещей меньше. Но многих личиночных особей разносят на себе мыши. Кроме того, клещи успешно перемещаются и на крупных диких животных. И, таким образом, старые пожарища очень быстро заполняются ими вновь, а потому они не могут считаться безопасными», — говорит Алексей Гилёв.
Несмотря на то, что примерно на одну тысячу клещей приходится один «энцефалитный», клещи на Урале представляют серьезную опасность для людей, особенно посещающих леса и живущих в сельской местности.
«Клещевой боррелиоз или болезнь Лайма наиболее опасна для человека. Ее переносят до 30–60 % всех клещей, и от нее не существует прививки. Во многих регионах также диагностируют возвратный тиф. Это бактериальные заболевания, которые лечат антибиотиками. Также опасен клещевой энцефалит — около 1,5 % особей являются его переносчиками. И не стоит забывать о десятке других болезней, которые вызывают различные лихорадочные состояния», — говорит Алексей Гилёв.
По словам специалиста, наилучшей защитой от клеща являются различные отпугивающие репелленты (к примеру, «Рефтамид») и «глухая» одежда, закрывающая нижнюю часть тела, преимущественно ноги, с оторочкой (нашитая полоска на одежде). Как поясняет биолог, клещ обычно ползет вверх и, доползая до этого карманчика, остается там. Потом этот карманчик можно отвернуть и посмотреть, есть ли там клещи.
На сегодня в мире известно более 54 тыс. видов клещей. Большинство безвредны для человека, но некоторые передают заболевания. На Урале очаги энцефалита находятся практически на всей территории распространения клеща. Из-за антропогенного и климатического факторов (климат становится теплее) границы обитания клещей сдвигаются, среда их обитания расширяется. Опасаться стоит лишь трех видов уральских клещей: таежного (самки ярко-красные, а самцы черные), пастбищного (серокоричневый) и лугового (крупный, с характерным коричневым рисунком). Данные виды теплолюбивы, и их активность начинает проявляться весной, достигает пика в мае — начале июня. К концу июня — середине июля клещи напитываются, уходят на покой, и в лесу становится относительно безопасно. С этого периода те, кто успел напитаться, делают кладку. Те же, кто остались голодными, не проявляют такую активность и не пытаются откладывать яйца, так как следующее поколение не успеет развиться. Однако у лугового клеща есть и второй пик активности, в августе-сентябре, не меньше первого. Этот пик наблюдается в лесостепных и степных районах Урала.