Ученые выясняют, в частности, на какой площади и как пострадал почвенный и растительный покров, а также произошло ли попадание в окружающую среду компонентов ракетного топлива. Особое внимание уделяется керосину и гептилу как веществам четвертого и первого класса опасности. В окружающую среду также могут поступать тетраоксид азота и перекись водорода. По специально разработанной системе ведется отбор проб компонентов экосистем для оценки степени их загрязнения.
Специалисты определяют масштаб нанесенного вреда природе и разрабатывают рекомендации по его устранению, сообщила заведующая лабораторией экологической безопасности геофака МГУ Татьяна Королева. В 2023 г. с космодрома Байконур проведено семь пусков ракет-носителей «Союз-2» и два пуска ракеты-носителя «Протон-М». В результате штатных падений отработавших первых ступеней ракет-носителей «Союз-2» изменения экосистем отмечены, в среднем, на площади 4 га при разбросе значения от 1 до 6 га, а на местах падения отработавших первых ступеней РН «Протон-М» – на площади 0,2–0,3 га. Возгораниям подверглось менее 0,1% суммарной площади территорий.
«Проливы топлива зафиксированы на участках площадью до 12 кв. м на местах падения первой ступени ракет-носителей “Союз-2” и на площади 8-22 кв. м на месте падения первой ступени ракеты-носителя “Протон”, – рассказал старший научный сотрудник геофака Иван Семенков. – При этом загрязнение почвы высокотоксичным гептилом близко к нулю, топливо обнаружено в единичной пробе. Но традиционно гептил присутствовал в снеге сразу после падения ступени, так как при низкой температуре замедлено его испарение и окисление».
Как пояснил другой научный сотрудник, Сергей Леднев, в большинстве случаев упавшая первая ступень ракеты-носителя приводит к повреждению растительного покрова на локальных участках площадью преимущественно до 100 кв. м. На трех участках выявлены слабые нарушения на площади 100-450 кв м.
«Такие “окна” не оказывают заметного воздействия на функционирование окружающих экосистем», – отметил эксперт.
Подведены также итоги экологического мониторинга на местах аварийного падения частей ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз-МС-10», которое произошло в октябре 2018 г., говорится в сообщении. Сейчас выводы ученых готовятся к публикации.