Как рассказала 12 апреля в беседе с «Известиями» сотрудник отдела гидрологических прогнозов Уральского УГМС Юлия Ширшова, среди них — образовавшиеся в регионах аномальные снегозапасы и высокая влажность воздуха.
По ее словам, в Курганской и Челябинской областях в текущем году максимальные запасы воды в снеге образовались преимущественно к 15–20 февраля и в среднем составляли 120–140% от нормы максимальных снегозапасов зимой. Кроме того, было зафиксировано высокое увлажнение почвы, которое, в свою очередь, играет важную роль в уровне весеннего половодья.
Ширшова отметила, что количество воды в реках, пока они еще спрятаны под слоем льда, и рельеф местности также влияют на паводки. Так, в горной части региона снегонакопление за зиму оказывает больше влияния, чем на равнинной местности.
Помимо этого, стоить учитывать такой феномен, как «дружная весна», что означает среднесуточное повышение температуры без возврата к холоду. Данный фактор стал причиной интенсивного таяния снега в этом году. Талая вода из-за сильного увлажнения почвы сразу пошла в русла рек, указала специалист.
«В этом году прогнозировалось превышение нормальных уровней отметок воды на 0,5 – 1,5 м. Местами значительнее. При «дружной весне» и одновременном прохождении пиков половодья в реках ожидалось формирование очень высоких уровней воды на три и более метра. То есть здесь несколько факторов складываются одновременно друг на друга: и снег 120–140% нормы, и увлажнение очень высокое было, при этом еще водность рек на тот момент, когда они выходят из-подо льда и, соответственно, зимняя водность тоже, то есть сколько воды в реке есть перед половодьем. Также еще влияет «дружность», то есть приход весны», — суммировала эксперт.
Ширшова добавила, что возвраты холода не перекрывали положительные значения температуры, и растаявший снег не пошел в почву, а наложился на водность рек, которая сформировалась перед паводками.