Между тем сегодня, еще до часа икс, в каждом четвертом регионе ввели обязательную регистрацию собак и кошек. Как она проходит и зачем задумана, сообщают корреспонденты Российской газеты с мест.
Смысл нововведения понятен. Чипирование и вообще любое другое маркирование животных наконец-то позволит оперативно привлечь владельца к ответственности, если он не следит за своей собакой или вовсе выбросил ее.
"Можно бесконечно строить для собак приюты, вкладывать в это огромные деньги, но если не будет реальной ответственности владельцев, которые выкидывают собак на помойку, проблему не решить, - говорит руководитель организации "Зоодозор" Татьяна Бронских. - Одну пристроили в приют, а двух выбросили на улицу. Бродячие псы сбиваются в стаи, нападают на людей. Найти хозяина, если собака с чипом или любой другой меткой, будет очень просто. К тому же по новому закону платить за брошенное животное придется немало - до 200 тысяч рублей".
Регионам предоставлено право самим решать, каким способом будет помечено животное, которое прошло идентификацию, - это может быть и внедрение чипа, и татуировка, и специальный ошейник с данными о собаке и ее хозяине.
Одним из первых регионов, в котором ввели обязательную регистрацию и пошли по пути именно чипирования, стал Ямал. Здесь процедура действует уже с лета прошлого года. И что важно, для владельцев животных она бесплатна, хотя обычно чипирование в клиниках стоит от 750 до 4 тыс. рублей. Все расходы несет региональный бюджет. Что такое чип? Это микросхема величиной не больше рисового зернышка. Ее вводят шприцем подкожно. Инъекция безвредна и безболезненна. В чипе вся информация о животном, его породе, окрасе, но что важнее - контакты хозяина. И все это вносится в единую базу. Данные на микросхеме позволяют за минуту идентифицировать собаку сканером в любой ветклинике и найти ее владельца, если пес гуляет без присмотра или, не дай бог, кого-нибудь искусал. Внедряются новые требования в течение года, и в этот переходный период хозяев пока не штрафуют. Сегодня в региональный реестр занесено уже 3063 животных, - 1735 собак и 1328 кошек. Причем, кошки "догоняют" собак. Раньше владельцы кошек относились к регистрации несерьезно, мол, кот же из дома почти не выходит, зачем чипировать? Потом оценили все плюсы этой процедуры. Можно легко найти животное по чипу, если оно все же выскользнуло за дверь, ко всему, есть возможность доказать право собственности на него. С чем раньше нередко возникали большие проблемы.
На Ставрополье решили процесс регистрации провести в рекордные сроки: на чипирование здесь отвели всего месяц - до 30 марта все кошки и собаки в регионе должны быть учтены и занесены в базу. Но, как отмечают зоозащитники, в крае с населением почти 2,9 миллиона человек сотни тысяч кошек и собак, и чипировать всех за такой короткий срок нереально. К тому же и ответственность за отказ от регистрации пока не предусмотрена. Законодательную базу для этого местные депутаты только готовят. Предполагается, что штраф будет от одной до трех тысяч рублей. А пока его нет, нет и особого наплыва в ветклиниках из желающих чипировать своих питомцев. К тому же процедура эта в отличие от Ямала платная. В среднем чип и вживление обойдутся в сумму до тысячи рублей. И это существенная проблема для тех, у кого четвероногих много. Без лишней надобности они чипировать своих кошек и собак вряд ли пойдут.
В Коми стоимость процедуры обходится дешевле: в среднем в 500-600 рублей. При этом ее постарались максимально упростить. Регистрацию можно совместить с плановым осмотром, вакцинацией или любым другим посещением ветучреждения. Маркируют тремя способами - вживляют чипы, закрепляют маркировку на ошейники, наносят татуировки.
Сегодня приступили к обязательной регистрации в Московской, Ленинградской, Псковской, Иркутской, Калужской областях, в Приморском крае.
Как отмечают в Российской кинологической федерации, чтобы владельцы активнее шли регистрировать животных, нужно выстроить простую и, что важно, материально разумную процедуру маркировки и учета, чтобы не столкнуться с массовым отказом от животных из-за страха перед новой системой. Так, директор фонда защиты бездомных животных "Приютино" Юлия Ронгонен предлагает: чтобы сделать механизм регистрации массовым, надо чипировать животных бесплатно, а вот за самовыгул, наоборот, взимать большие штрафы и таким образом компенсировать расходы региональных бюджетов.
К слову, настороженное отношение владельцев животных к регистрации, по словам соучредителя социального центра спасения и реабилитации животных "Альтера Вита" в Санкт-Петербурге Марины Егоровой, может вызывать и давно ведущиеся разговоры о введении налога на домашних животных как на имущество. Подобные сборы действуют во многих странах. Между тем, как отмечал в одном из интервью "РГ" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов, "это не наш путь", в России такой налог не предусматривается, и не только из-за опасений массового отказа от животных, но и самого отношения к животным в нашей стране как к членам семьи.
Словом, вопросов на начальном этапе идентификации животных пока масса. Например, удастся ли воздействовать на маргинальных личностей, которые заводят животных, но судьба их потом не волнует. Пока не очень понятно, как быть с дачниками, ведь часто они приезжают в свои загородные дома, берут животных, не регистрируют и бросают, когда сезон завершается. В любом случае, хорошо уже и то, что начало обязательной регистрации, о которой так много говорили, наконец положено. "Могу сказать, какой результат нас с большой вероятностью ожидает: это снизит число потерявшихся собак как минимум вдвое, - оптимистично заявил "РГ" создатель благотворительного фонда "Сострадание НН" Владимир Гройсман.