Количество туристических направлений растет, повышается конкуренция на рынке, появляются риски, которые нужно учитывать. Все больше участников туристической отрасли осознают важность устойчивого развития и ESG-повестки. Это подход к ведению бизнеса с учетом экологических, социальных и управленческих факторов.
При выборе туристического направления путешественники учитывают факторы окружающей среды, такие как изменения климата, загрязнение воздуха и воды, состояние местной флоры и экосистем. Также учитывается и социальная составляющая - соблюдение прав человека, безопасность, уровень жизни и здоровья, уровень бедности и преступности. В сфере управления туристы обращают внимание на коррупцию, соблюдение законов, эффективность регулирования и корпоративное управление.
ESG-принципы влияют на рейтинг того или иного туристического направления и его привлекательность для путешественников, измеряют эффективность устойчивого развития. Аббревиатура ESG была введена инициативной группой в ООН в 2004 году. Каждая буква имеет свое значение, направление и охватывает вопросы, ответы на которые дают возможность создать измеримую цель.
E (Environmental) - отношение к окружающей среде. Отвечает за решение экологических проблем, которые напрямую связаны с потребительским спросом. Так, на практике компании внедряют инициативы, минимизирующие ущерб окружающей среде, направленные на снижение углеродных выбросов и выбросов парниковых газов, потребления энергии.
S (Social) - социальная составляющая. Отвечает за соблюдение прав работников, обеспечение безопасности здоровья и прав потребителей. Компании предоставляют социальное страхование, обучают персонал, развивают доступную среду, занимаются экопросвещением сотрудников и местного населения.
G (governance) - управление. Отвечает за эффективность руководства. Компании проводят аудиты для прозрачности деятельности, разрабатывают правила этических норм, создают стратегии для сохранения финансовой устойчивости и репутации.
Популярность экотуризма растет, и на это есть несколько причин. Среди них общее ухудшение экологической обстановки, рост просветительской деятельности в сфере осознанного потребления, большое скопление отдыхающих на окультурированных курортных территориях.
В России спрос на экотуризм в 2022 году вырос на 40%. Такие путешественники отдают предпочтение заповедникам, памятникам природы, нацпаркам, местам, где сохранена этническая жизнь коренных поселений. Согласно данным Минприроды России, в 2023 году охраняемые природные территории посетили 14,5 млн человек, что на 500 тыс. больше, чем в 2022 году.
"Мягкий туризм" пользуется спросом среди желающих отдохнуть от городской суеты, эмоционально перезагрузиться, позаботиться о ментальном и физическом здоровье, познакомиться с новыми культурами и найти вдохновение.
Благодаря ESG-изменениям в индустрии туризма у людей увеличился выбор среди направлений и возможностей снижения собственного негативного влияния на окружающую среду. Пользователи могут отправиться в готовые экотуры или составить программу самостоятельно. Найти экологичное место проживание стало намного проще благодаря рейтингам и информации о деятельности компании на корпоративных сайтах, специальным маркировкам на сайтах бронирования и таким сертификатам, как LEED, BREEAM, Green Key.
Особую популярность среди отдыхающих получили глэмпинги. В России они начали появляться в 2016 году, за шесть лет их количество увеличилось до 416. Стабильный спрос способствует дальнейшему росту таких вариантов размещения.
Помимо жилья и выбора вида программы, туристы отдают предпочтение экологичным способам передвижения. Растет спрос на электромобили, велосипеды, пешие и лыжные походы.
Благодаря развитию познавательного экотуризма и систем оздоровительного отдыха, а также экопросвещению гостей снижается концентрированное давление на местную экологическую обстановку. Все больше в практику вводятся технологии, которые способствуют минимизации использования пластика, ответственному подходу к утилизации и сортировке отходов, повторному использованию переработанного материала, снижению энергетического, теплового и водного потребления.
Внедрение ESG-принципов помогает оценить успешность достижений во всех трех направлениях в туриндустрии. Для устойчивого развития и привлечения туристов компании, государство и местное население заинтересованы в сохранении экосистем, создании инновационной инфраструктуры и снижении атмосферных загрязнений.
Социальная направленность в концепции устойчивого развития является важным звеном, так как прирост осознанного туристического потока влияет на развитие региональной экономики и локального бизнеса, создание новых рабочих мест и инфраструктуры. Благодаря росту благосостояния местного населения снижается отток жителей.
Одна из отличительных особенностей осознанного туризма заключается в том, что он естественным образом может минимизировать неблагоприятное воздействия на окружающую среду, подталкивая местное население к сохранению своих ресурсов. Браконьерство, вырубка и загрязнение флоры ухудшают состояния природной среды, истощая туристический потенциал.
Благодаря ESG-подходу участники туристической отрасли заинтересованы в развитии и поддержке местного населения. Знакомство с традициями и местной культурой, потребление местных продуктов входит в перечень основных принципов экотуризма, а значит, тоже должно совершенствоваться. В развивающихся туристических зонах увеличивается сельскохозяйственная деятельность, возрождаются ремесла, развивается предпринимательская деятельность.
При использовании ESG как инструмента для развития компании определяют количественно измеримые показатели и цели, которые характеризуют эффективность деятельности. В России отчетность публикуют уже более 100 компаний. Благодаря внедрению ESG-принципов бизнес ориентируется на фундаментальную стабильность и снижает будущие финансовые риски. Этот фактор привлекает инвесторов, ориентированных на осознанную экологическую ответственность.
Прозрачность ESG-отчетности дает такие преимущества, как:
Благодаря управлению ESG-рисками бизнес создает свое стабильное будущее.
К экологическим рискам относятся изменение климата, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Например, из-за глобального потепления могут появиться новые туристические направления в северных регионах, в то время как у горнолыжных курортов на юге, наоборот, возможно снижение туристического потенциала. Долгосрочное прогнозирование помогает бизнесу предугадать риски и справиться с последствиями до их фактического возникновения.
К социальным рискам относятся нарушение прав сотрудников, основных прав человека, прав потребителей. В туриндустрии качество обслуживания играет ключевую роль. В случае нарушения социального баланса бизнес может понести финансовые и репутационные потери. Развивая ESG-принципы, компании выстраивают грамотного взаимодействие с клиентами и работниками.
К управленческим рискам относятся риски неэффективного управления компанией, финансовая неустойчивость, потеря репутации и долгосрочной стабильности.
Компании, которые фокусируются исключительно на экологической составляющей, не могут обозначать себя сторонниками ESG, так как в концепции заложена гармония между всеми тремя направлениями. Внимание государства к этому направлению и интерес среди туристов дают больше преимуществ компаниям, которые уже сейчас внедряют все три аспекта ESG-подхода в свою деятельность.
Внедрение ESG в туриндустрии происходит медленнее, чем в других отраслях. Ускорить трансформацию мог бы обмен опытом между участниками рынка. Необходимо также укрепление законодательной базы и популяризация этих принципов среди людей, общественное просвещение.
Важным препятствием в развитии ESG является низкий спрос на такой подход со стороны представителей туротрасли на местности, из-за сложной доступности и неразвитой инфраструктуры. Однако, при поддержке и стимуляции со стороны государства и крупных компаний есть возможность продвижения в этом вопросе.
По данным Всемирного экономического форума, ESG-повестка в ближайшие 5 лет будет одним из основных видов трансформации бизнеса.