Будет ли труднее стать отцом манулу Тимофею из Московского зоопарка и как ушастую сову адаптируют к жизни на воле — с проектом закона ознакомилась «Парламентская газета».
В Красную книгу России включено более 400 животных и птиц, которым нужна особая охрана. Но контроль их оборота сейчас отсутствует, отметили авторы законопроекта в пояснительной записке. Часто невозможно узнать, откуда взялся редкий зверь: появился в результате разведения или незаконно изъят из природы. Опасаются в Минприроды и появления неконтролируемого рынка редких животных.
Поэтому в ведомстве предложили отделить право на разведение краснокнижных животных от права на их содержание. Если работу со зверями и птицами ведут для сохранения их генетического фонда, на содержание в неволе нужно будет получить разрешение. Отдельное разрешение предлагают выдавать и на разведение животных.
«Это позволит контролировать процесс разведения, а также выпуск в дикую природу редких видов животных», — объяснили в пресс-службе ведомства.
В Минприроды также пояснили, что законопроект не регламентирует деятельность цирков, зоопарков и других подобных учреждений.
Цирки и зоопарки — это лицензируемый вид деятельности, отметил первый зампредседателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов: «К ним уже есть жесткие требования по содержанию всех животных, в том числе и краснокнижных».
В зоопарках редкие виды содержат, не только чтобы показать посетителям: важно сохранить популяцию, а для этого необходимо получить потомство. Для самых редких краснокнижных животных есть всероссийские программы разведения, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Ленинградского зоопарка. Например, такие программы существуют для манулов и тигров. Это виды, для размножения которых нужны усилия всех зоопарков страны.
У программ есть кураторы, которые дают рекомендации сотрудникам зоопарков. Ведь чтобы подобрать пару для манула, нужно знать, где сейчас содержатся эти животные, кто из них и кому приходится родственником. В Ленинградском зоопарке справились с непростой задачей получить потомство: в прошлом году там родился малыш Шу, первый маленький манул за пятнадцать лет.
В России работают более 70 центров реабилитации для диких животных. Кроме того, заниматься лечением зверей могут в приютах: их в стране более 630. Частным лицам тоже не запрещено помогать животным. Но деятельность по реабилитации законы пока не регламентируют. Поэтому порой диким животным наносят вред. Например, неправильно подбирают лечение, неправильно изымают из природы или не адаптируют перед выпуском в естественную среду обитания, сообщили в пресс-службе Минприроды.
Проект закона предлагает ввести обязательные нормы и требования для людей, реабилитирующих животных. Это поможет избежать злоупотреблений в отношении четвероногих и пернатых пациентов. Так, обо всех основных этапах реабилитации придется уведомлять соответствующие госорганы. Например, необходимо будет сообщить, что животное невозможно выпустить на волю. При этом ветеринар должен дать заключение о состоянии здоровья подопечного и подтвердить, что он не способен к самостоятельной жизни.
Выпускать реабилитированных зверей и птиц будут на той же территории, где их забрали на лечение. Если такой вариант невозможен, придется подобрать регион со сходными природно-климатическими условиями и учесть особенности биологического вида, в том числе его сезонные миграции.