Такие цифры предоставила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе оперативных данных Росгидромета.
Большая часть высоких и экстремальных загрязнений поверхностных вод произошла в Свердловской области (29,2% всех инцидентов), в антирейтинг также вошли Смоленская область (8,1%), Мурманская область (7,1%), Московская область (5,6%), Красноярский край (5,3%), Новосибирская область (4,7%), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,5%), Челябинская область (2,6%), Оренбургская область (2,4%) и Вологодская область (1,8%).
Самыми распространенными загрязняющими веществами являлись соединения марганца, легкоокисляемые органические вещества, соединения цинка, нитритный и аммонийный азот, соединения меди, никеля, общего железа, алюминия. Помимо этого, в водоемах довольно часто наблюдался дефицит растворенного в воде кислорода.
За 2023 год было зафиксировано 2762 случая многократного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в реках, озерах и других пресноводных объектах России. По сравнению с 2022 годом общее количество загрязнений увеличилось на 12%.
Минувший год не стал исключением: последние несколько лет число водных загрязнений поступательно росло. В 2022 году прирост составил 9%, а в 2021 году - 30%. Традиционно основными источниками загрязнений рек и водоемов являются предприятия металлургической, горнодобывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Из 2762 загрязнений, выявленных в 2023 году, 1879 являлись высокими, а 833 - экстремально высокими. При этом число последних - наиболее опасных - выросло год к году на 62%, или на 339 случаев. Значительная их часть произошла на реке Вязьма в Смоленской области (109 случаев экстремальных загрязнений было связано с дефицитом кислорода, 102 случая - с легкоокисляемыми органическими веществами).
Количество высоких загрязнений - более распространенных, но менее опасных -напротив, несколько снизилось: с 1927 до 1879, то есть на 2%, или на 48 случаев.
"Наблюдаемый в последние годы рост выявленных загрязнений рек и озер обусловлен не только техногенным фактором, но и улучшением качества анализа и контроля со стороны надзорных органов. Мониторинг водных объектов требует больших затрат, поскольку должен охватывать как минимум участки рек, в которые направляются стоки очистных сооружений. Важно подчеркнуть, что помимо крупных производств, огромный ущерб водным экосистемам наносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отвечающие за очистку и сброс сточных вод. Поэтому в зоне риска с точки зрения экологической безопасности поверхностных вод находятся не только индустриальные центры, но и густонаселенные территории с устаревшими системами фильтрации сточной воды", - обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Количество высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов в 2020 - 2023 гг.
Под высоким загрязнением (ВЗ) поверхностных вод понимается уровень загрязнения, превышающий предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 3-5 раз для веществ 1-го и 2-го классов опасности, в 10-50 раз для веществ 3-го и 4-го классов, в 30-50 раз для нефтепродуктов, фенолов, соединений марганца, меди и железа. Также критериями высоких загрязнений является повышение биохимического потребления кислорода (БПК) до уровня 10-40 мг/л и снижение концентрации растворенного кислорода до 2-3 мг/л.
При экстремально высоких загрязнениях (ЭВЗ) поверхностных вод ПДК превышается в 5 и более раз для веществ 1-го и 2-го классов опасности и в 50 и более раз для веществ 3-го и 4-го классов опасности. Также может фиксироваться снижение содержания растворенного кислорода до значения 2 мг/л и менее или увеличение биохимического потребления кислорода (БКП) свыше 40 мг /л.
Кроме того, критериями высокого и экстремально высокого загрязнения могут выступать визуальные признаки: покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) от 1/4 до 1/3 поверхности водного объекта (для ВЗ) и более 1/3 (для ЭВЗ) при его обозримой площади до 6 кв. км; покрытие пленкой поверхности водного объекта на площади от 1 до 2 кв. км (для ВЗ) и более 2 кв. км (для ЭВЗ) при его обозримой площади более 6 кв. км. Среди органолептических признаков: появление запаха вод интенсивностью более 4 баллов по пятибалльной шкале, массовая гибель моллюсков, раков, лягушек, рыб, других водных организмов и растительности.
К 1-му классу опасности относятся такие вещества, как бенз(а)пирен, дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ), соединения мышьяка и ртути. Ко 2-му классу опасности относятся соединения кадмия, молибдена, свинца, формальдегид. К 3-му классу - соединения меди, никеля, хрома, цинка, лигнин, сульфиды, фенолы, нефтепродукты, фтор и фториды. К 4-му классу - азот аммонийный и нитритный, дитиофосфат крезиловый, соединения алюминия, общего железа, марганца, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), сульфаты, фосфаты, хлоpиды, лигносульфонаты и др.
Техногенный вред рекам и озерам может усиливаться под воздействием уже не зависящих от человека природных факторов. Например, в период весеннего половодья вовремя не отфильтрованные талые загрязненные воды, в том числе содержащие химикаты, распространяются по бассейнам рек. Поэтому, как и годом ранее, в первой половине 2023 года по числу загрязнений пресноводных объектов лидировал март - за первый месяц весны было зафиксировано 285 случаев.
Среди мартовских экстремальных загрязнений больше всего было выявлено в реке Омь (в г. Омск, г. Калачевск Омской области и г. Куйбышев Новосибирской области отмечено 9 инцидентов), реке Бляве (г. Медногорск Оренбургской области; 6 случаев ЭВЗ), реке Туре (г. Тюмень и с. Салаирка Тюменской области, г. Туринск и д. Тимофеево Свердловской области; 6 ЭВЗ).
А наибольшее число высоких загрязнений в марте отмечалось в пресноводных объектах, относящихся к бассейнам рек Тобол (всего 62 инцидента, из них 50 случаев ВЗ на участке в Свердловской области, 6 ВЗ в Курганской области, 4 ВЗ в Челябинской области, 2 ВЗ в Тюменской области), Обь (всего 25 инцидентов, из них 10 ВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе, 7 ВЗ в Новосибирской области, 6 ВЗ в Ямало-Ненецком автономном округе, 2 ВЗ в Кемеровской области) и Ока (всего 17 инцидентов, из них 7 случаев ВЗ на участке в Московской области, по 4 ВЗ в Рязанской и Тульской областях, по 1 случаю ВЗ во Владимирской и Нижегородской областях).
Во втором полугодии максимум экологических происшествий, связанных с загрязнением водоемов, пришелся на август. Как и в 2022 году, вновь основную нагрузку взяла на себя река Вязьма (г. Вязьма, Смоленская область): обследования выявили в границах ее течения 62 случая экстремально высокого загрязнения (при общем показателе за август в 133 случая ЭВЗ). Среди загрязнителей - легкоокисляемые органические вещества на фоне дефицита кислорода. Причиной вновь, как и год назад, явился антропогенный фактор, а именно неэффективная работа очистных сооружений либо несанкционированный сброс сточных вод. Подобные инциденты в реке Вязьме фиксировались в 2023 году на протяжении четырех месяцев - с июля по октябрь.
Наибольшее количество высоких загрязнений в августе было зафиксировано в бассейнах рек Тобол (опасные концентрации вредных веществ получили водоемы в границах Свердловской и Челябинской областей; 44 случая ВЗ), Волги (Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Астраханская, Тверская, Московская, Ивановская, Оренбургская области и Марий Эл; 18 случав ВЗ), а также Урала (Оренбургская область; 16 ВЗ).
Количество высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов по месяцам в 2023 г.
Больше всего высоких и экстремально высоких загрязнений в 2023 году было зарегистрировано на реках и водоемах Свердловской области (806 случаев, из них: 604 высоких загрязнения - бассейны рек Тобол, Кама, малые водные объекты; 202 экстремальных загрязнения - реки Тальтия, Черная, Ольховка и 29 других). Традиционно именно этот уральский регион в наибольшей мере страдает от негативных экологических инцидентов, так как является местом расположения огромного количества промышленных предприятий. На Свердловскую область приходится более четверти всех обнаруженных высоких и экстремальных загрязнений рек и других водных объектов в стране.
Далее с огромным отрывом следуют Смоленская область (224 случая, из них: 13 высоких загрязнений - бассейны рек Днепр и Волга; 211 экстремальных загрязнений - река Вязьма), Мурманская область (195 случаев, из них: 135 высоких загрязнений - малые водные объекты; 60 экстремальных загрязнений - Варничный ручей, река Травяная и 8 других пресноводных объектов), Московская область (154 высоких загрязнения - бассейны рек Ока и Волга), Красноярский край (146 случаев, из них: 105 высоких загрязнений - бассейны рек Енисей, Ангара, Обь и малые водные объекты; 41 экстремально высокое загрязнение - протока Теплый Исток, реки Черемушка, Тея и 12 других).
В антирейтинг вошли также Новосибирская область (130 случаев, из них: 66 высоких загрязнений - бассейны рек Обь, Иртыш, малые водные объекты; 64 экстремально высоких загрязнения - реки Ельцовка 2-я, Каменка, Камышенка и 15 других), Ямало-Ненецкий автономный округ (98 случаев, из них: 66 высоких загрязнений - бассейны рек Надым, Обь, Пур и Таз; 32 экстремально высоких загрязнения - реки Полуй, Пур, Правая Хетта и 7 других), Челябинская область (72 случая, из них: 64 высоких загрязнений - бассейны рек Тобол, Кама и малые водные объекты; 8 экстремально высоких загрязнений - реки Увелька, Уй, водохранилище Аргазинское), Оренбургская область (67 случаев, из них: 21 высокое загрязнение - бассейны рек Урал и Волга; 46 экстремально высоких загрязнений - реки Блява и Большой Кинель, ручей Шарля и 3 других), Вологодская область (51 случай, из них: 41 высокое загрязнение - бассейны рек Северная Двина, Волга и малые водные объекты; 10 экстремально высоких загрязнений - река Пельшма и ручей Анциферовка).
Регионы с наибольшим количеством высоких и экстремально высоких загрязнений пресноводных объектов в 2023 г.
Инциденты с высокими и экстремально высокими загрязнениями рек и других водных объектов в 2023 году фиксировались по 30 загрязняющим веществам и пяти показателям качества воды. Большинство выявленных загрязнений было связано с переизбытком соединений марганца (611 случаев ВЗ и ЭВЗ), легкоокисляемых органических веществ (глюкоза, мальтоза, белки, низшие алифатические спирты и др.; 376 случаев), соединений цинка (298 случаев), нитритного азота (258 случаев), наблюдался дефицит растворенного кислорода (кислород необходим для жизнедеятельности водных организмов и самоочищения водоемов; 240 случаев), соединений меди (207 случаев), аммонийного азота (128 случаев), соединений никеля (105 случаев), общего железа (95 случаев) и алюминия (50 случаев).
Причинами оставшихся 394 инцидентов выступили прочие загрязнители: сульфаты, нефтепродукты, трудноокисляемые органические вещества, соединения молибдена, кадмия, ртути, свинца, мышьяка, ванадия, кобальта, натрия, фосфаты, бенз(а)пирен, фенолы, фториды, лигносульфонаты, дитиофосфат крезиловый, хлоpиды, сульфиды, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), ацетон, изопропанол, формальдегид и дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ).
Распределение случаев высокого и экстремально высокого загрязнения пресноводных объектов в 2023 году по загрязняющим веществам
Большинство случаев с наиболее опасными загрязнителями 1-го и 2-го класса опасности были выявлены в пресноводных объектах, омывающих территорию Свердловской области (соединения кадмия в водоемах бассейна реки Тобол, малых водных объектах, реках Банная, Ольховка, Тальтия, Тамшер, Черная, Шегультан, ручье Безымянный, г. Ивдель; соединения молибдена в водоемах бассейна реки Тобол, реках Калатинка, Тамшер, Шегультан, ручье Безымянный, г. Ивдель; соединения мышьяка в водоемах бассейна реки Тобол, реках Каменка, Пышма; соединения свинца в водоемах бассейна реки Тобол, малых водных объектах; всего 62 случая ВЗ и ЭВЗ), Мурманской области (бенз(а)пирен в малых водных объектах, ручье без названия, г. Кандалакша; соединения молибдена в малых водных объектах, озере Имандра, реке Можель, устье реки Сергевань; соединения ртути в малых водных объектах, реке Нюдуай; 47 случаев) и Иркутской области (соединения молибдена в реке Кая; соединения ртути в водоемах бассейна реки Ангара, водохранилище Братское, реке Ангара; 13 случаев).
В меньшем количестве инциденты также фиксировались в Бурятии (соединения кадмия в водоемах бассейна озера Байкал, реке Модонкуль; 6 случаев), Хабаровском крае (соединения кадмия в водоемах бассейна реки Амур; 3 случая), Ростовской области (соединения ртути в водоемах бассейна реки Дон; 3 случая), Коми (формальдегид в ручье Иван-Шор; 2 случая), Новосибирской области (соединения кадмия в водоемах бассейна реки Обь, реке Каменка; 2 случая), Ленинградской области (соединения кадмия в малых водных объектах, ручье Большой Ижорец в районе полигона "Красный Бор"; 2 случая), Магаданской области (соединения свинца в одном из водоемов бассейна реки Колыма, малых водных объектах; 2 случая), Московской области (соединения свинца в водоемах бассейна реки Ока; 2 случая), Омской области (соединения ртути в одном из водоемов бассейна реки Иртыш; 1 случай), Кировской области (соединения ртути в реке Осиновка; 1 случай) и Забайкальском крае (ДДТ в одном из водоемов бассейна реки Амур; 1 случай).