Прошло почти полтора года с тех пор, как экологические платежи окрасили — разрешили тратить их исключительно на природоохранные проекты. К таким платежам относятся плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за экологические нарушения и возмещения по искам за ущерб природе. По закону, который начал работать 1 сентября 2022 года, ту часть, которая поступает в регионы, следует отправлять на ликвидацию объектов накопленного вреда, например, старые полигоны и заброшенные токсичные заводы, а если таковых нет — на другие экопроекты.
Чтобы начать работу, необходимо составить планы и согласовать их с Минприроды. Другую часть денег, поступающую в резервный фонд Правительства, распределяют по решениям кабмина. Например, платежи, поступившие в 2022-2023 годах, потратили на ликвидацию залежей токсичных отходов в Усолье-Сибирском, где заброшенное химическое предприятие грозило устроить экологическую катастрофу, на восстановление водоснабжения в Херсонской области после разрушения Каховской ГЭС, ликвидацию несанкционированных свалок в Омске, расчистку рек в Самарской области и другие проекты, рассказал замглавы Минприроды Константин Цыганов.
Но если на федеральном уровне достаточно распоряжения Правительства, то на региональном все не так просто. Председатель экологического комитета Госдумы Дмитрий Кобылкин рассказал, что возникают сложности с согласованием планов — в семи регионах их нет до сих пор. Это в том числе Краснодарский и Красноярский края, Владимирская и Смоленская области.
Нет также механизма, чтобы перебрасывать оставшиеся в текущем году деньги на следующий. Поэтому есть запрос на создание в регионах экологических фондов, где станут аккумулировать средства и распределять их между муниципалитетами, сказал Кобылкин. Кроме того, в субъектах просят расширить список целей, на которые можно тратить экоплатежи. Среди них — обустройство и содержание контейнерных площадок, строительство инфраструктуры для обращения с отходами, модернизация очистных сооружений и экологическая реабилитация водоемов. Все это требует внимания федерального центра, считает председатель комитета.
По словам Цыганова, все эти проблемы взаимосвязаны. Планы в семи регионах не могут согласовать как раз потому, что денег на крупные объекты накопленного вреда муниципалитетам не хватает, а включить вместо них какие-то другие проекты нельзя, пока они не разберутся с главной задачей. Соответственно, Минприроды не может согласовать такие планы. К тому же невозможно спрогнозировать, сколько денег будет поступать каждый год, добавил Цыганов. Например, в 2022 году федеральных поступлений было 7,7 миллиарда рублей, а в 2023 году 2,6 миллиарда — почти в три раза меньше. Субъекты же получают в среднем 25-26 миллиардов в год, но ситуация неоднородная. По словам первого замминистра, даже внутри одного субъекта могут быть перекосы: например, один муниципалитет получит крупную сумму, хотя в нем даже нет серьезных экологических проблем, а второй, где надо ликвидировать свалку, сидит без денег.
Исходя из этого, в Минприроды предлагают поменять правила перераспределения средств. Если сейчас из денег, которые поступают в муниципалитеты, 60 процентов зачисляют в их же бюджеты, а 40 процентов в бюджет региона, то по инициативе ведомства всю поступающую плату станут зачислять в региональный бюджет. Это и будет экологический фонд, которым будут распоряжаться региональные власти, решая, какую задачу надо закрыть первой.
«При этом будет обязательство не менее 25 процентов распределить по муниципалитетам. Но субъект сможет направить аккумулированные средства на решение конкретных задач в отдельном муниципальном округе», — сказал Цыганов. Еще одна идея — в исключительных случаях, там, где нет возможности заняться затратным объектом накопленного вреда, разрешить тратить деньги на что-то еще. Первый замминистра предложил такой механизм: губернатор того или иного региона выходит с инициативой, а решение принимает трехсторонняя комиссия, в которую войдут представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства.
В Минприроды согласились и с тем, что надо дополнить перечень проектов, которые можно претворить в жизнь за счет зеленых платежей. Правда, в министерстве видят этот список несколько другим. Константин Цыганов назвал такие цели, как строительство объектов для обращения с отходами, модернизация очистных сооружений и перевод котельных на газ.
В Росводресурсах расширение перечня тоже поддержали, ожидаемо сделав акцент на охране водоемов. Руководитель агентства Дмитрий Кириллов предложил включить туда водоохранные объекты, которые будут защищать не только территории от паводков и наводнений, но и сами водоемы от грязи, которая стекает в них во время потопов.
В Минфине от предложений остались не в восторге. Разделение бюджетов на фонды приводят к неэффективности их исполнения и снижает стимул распорядителей исполнять свои полномочия своевременно, сказал заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина России Павел Тончев.
«Если средства, не использованные в текущем году, будут переходить на следующий, то не будет цели потратить деньги вовремя и обеспечить реализацию проектов», — считает он.
Тончев добавил, что к расширению списка возможных проектов тоже надо подходить аккуратно, чтобы не получилось, что деньги идут на все что угодно, а накопленный вред остается.
Главное, не забыть о том, ради чего окрашивали платежи — чтобы ликвидировать накопленный вред и убрать несанкционированные свалки, согласился зампред экологического комитета Александр Коган.
«Создается впечатление, что вопрос накопленного вреда решен. А таких объектов больше двух тысяч», — сказал он.
Надо обсудить проблему и с местными властями, они могут быть недовольны тем, что деньги будут аккумулировать в регионах.
Поэтому депутаты и представители министерств договорились создать рабочую группу, где подготовят изменения в правила распределения экоплатежей.