Некоторые требования для угольщиков планируется ужесточить в несколько раз. И если с точки зрения экологии нововведение можно только приветствовать, то как они повлияют на отрасль, пока не ясно. Особенно в регионах, где угледобыча является основой экономики.
В России еще в 2002 году был принят федеральный закон, который устанавливает общее представление о том, что такое технологические нормативы и как они устанавливаются. С тех пор Минприроды раз в несколько лет публикует "Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля". Сейчас действует версия, принятая в 2019 году, до этого обновление было в 2017 году. Как рассказали Российской газете в Минприроды, новый документ содержит все наилучшие доступные технологии и технологические показатели.
"Соблюдение требований приказа позволить снизить негативное воздействие производств по добыче и переработки угля на окружающую среду. Разработанные изменения позволят применить лучшие технологии в этой сфере на всех предприятиях первой категории опасности", - отметили в министерстве.
Согласно закону, к первому классу опасности относятся шахты угольной промышленности, а также другие объекты, где ведутся подземные горные работ на участках недр, где могут произойти взрывы или выбросы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, горные удары, прорывы воды.
При этом в министерстве отметили, что конкретный анализ экологического влияния целесообразно проводить по итогам применения норм утвержденного приказа.
Эксперт аналитического центра "Яков и Партнеры" Нур Шаяхметов в разговоре с "РГ" отметил, что проект нового документа содержит ряд дополнений и корректировок относительно технологических показателей загрязняющих веществ. Во-первых, для неорганической пыли значительно снижены максимальные величины. Во-вторых, теперь компании при расчете образуемой пыли должны также учитывать пыль от каменного угля. В-третьих, нужно будет учитывать концентрации марганца и меди в сбросах в водные объекты.
По мнению эксперта, эти нововведения важны, так как такая пыль может привести к развитию серьезных заболеваний органов дыхания у подземных работников, например, пневмокониоз, пневмофибриоз, фибриоз и силикоз. Контроль уровня пыли помогает предотвратить эти заболевания, отметил Шаяхметов. Также повышенная концентрация угольной пыли так же может стать причиной взрыва.
Отвечая на запрос "РГ", в Минэнерго пояснили, что предприятия угольной промышленности уже на системной основе занимаются снижением негативного воздействия на окружающую среду и климат. Выбросы метана - основного экологического загрязнителя и климатически активного газа (более 82% всех выбросов отрасли) за 2023 год снижены на 8%. Данная тенденция довольно устойчива и будет продолжена. Уже сейчас запрограммирован учет воздействия отрасли на окружающую среду до 2035 года, идет разработка индикаторов до 2050 года.
В ведомстве отметили, что проект приказа Минприроды ориентирован на использование наилучших доступных российских технологий на основе справочника, утвержденного Росстандартом в декабре прошлого года. Показатели соответствия технологии наилучшей доступной учитывают ключевые цели отрасли: сохранение трудовых коллективов, бесперебойное обеспечение внутреннего рынка топливом, а также повышение конкурентоспособности российских компаний на внешнем рынке.
При этом угольная отрасль в России, в отличие от той же нефтяной или газовой, не успела в полной мере воспользоваться благоприятной мировой конъюнктурой 2022 и 2023 года. Этому помешали инфраструктурные ограничения - экспорт нашего угля зависит от пропускной способности российских железных дорог, а также раннее эмбарго ЕС на импорт нашего угля (с августа 2022 года). Сейчас мировые цены на уголь уже снизились и каких-то сверхприбылей, на которые можно будет переложить растущие из-за новых требований затраты, участникам отрасли ожидать не приходится.
Как отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев, влияние новых эко-стандартов на отрасль будет отличаться по регионам, в зависимости от уровня добычи. Показатели выбросов тоже отличаются и зависят от того, какие виды угля добываются, а также способов добычи. При открытом виде добычи угля, например бурого, когда взрываются пласты, показатели выбросов выше. Наиболее сильным влияние новых стандартов окажется на регионы, являющиеся основными угольными бассейнами - Кемеровская область, Иркутская область, Республика Коми.
По его мнению, новые стандарты повлияют не только на себестоимость добычи, но и объем добываемой продукции в отчетном периоде. Многие компании могут начать "дробить" промежутки времени, в которые идет добыча. Например, планируемый на год объем добычи разделять на квартал или полугодие, чтобы не платить штрафы за нарушение экологический стандартов.
Как отмечает Шаяхметов, наиболее доступным и распространённым методом борьбы с угольной пылью является гидрообеспылевание - распыление воды стационарными и поливальными машинами. Но это может потребовать дополнительных как капитальных (покупка оборудования), так и операционных затрат (рабочие расходы, обслуживание и ремонт). Соответственно, ужесточение требований по контролю уровня пыли потребует от компаний проведения аудита существующих систем контроля пыли, продолжения инвестиций в модернизации или замену оборудования и увеличения операционных расходов. В ответ на ужесточение требований по контролю пыли, компании могут находиться в разных стадиях готовности. Так или иначе все компании, добывающие уголь (СУЭК, ЭЛСИ, КРУ, СДС-Уголь, Воркута Уголь, Эльга и др.) должны будут пересмотреть свои стандарты на предмет соответствия к экологическим нормам.
По мнению директора аудиторско-консалтинговой группы "Юникон" Михаила Курдюкова, наибольшее влияние обновление нормативов окажет конечно же на крупнейшие компании, использующие как открытый, так и шахтный способ добычи угля.
Эксперт подчеркивает, что каких-то драматических изменений рентабельности отрасли в связи с нововведениями ожидать не стоит. На прибыль угольной отрасли гораздо значительнее влияет общемировой спрос и сопутствующие котировки. Также стоит отметить, что любое изменение в нормативно-правовых актах обычно предварительно обсуждается и согласовывается с участниками отрасли. Минприроды планирует предоставить организациям достаточно длительный период времени на внедрение изменений (срок вступление приказа в действие - 1 марта 2025 года). Документ будет действовать шесть лет.