Предприятия, которые занимаются переработкой твердых коммунальных отходов (ТКО), должны извлекать из них минимум 10 процентов вторичных ресурсов при ручной обработке и 15 — при автоматизированной. Это касается объектов, созданных до 1 сентября 2025 года. К открытым после этой даты требования строже — от 12 и 17 процентов соответственно. Такое положение содержит проект постановления Правительства, опубликованный на портале проектов нормативно-правовых актов. Между тем в отрасли много проблем. «Парламентская газета» разбиралась, как обстоят дела и какие предложены решения.
Пока в сфере обращения с ТКО достаточно нерешенных вопросов, вызывающих обоснованные нарекания как у населения, так и у органов местного самоуправления. Об этом шла речь на пленарном заседании Совфеда 7 декабря. Глава Комитета палаты по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных сообщил о результатах ревизии, проведенной по поручению Валентины Матвиенко.
«Выявили недостаточную эффективность реформы, что подтверждается данными Счетной палаты РФ. Целью нашего комитета был поиск ключевых решений, которые позволят коренным образом переломить ситуацию», — сказал сенатор «Парламентской газете».
Главные выводы:
«Законодательные изменения в части медотходов уже внесены в Госдуму. По остальным проблемным вопросам работа продолжается», — уточнил Двойных.
Валентина Матвиенко поддержала предложение комитета начать системную работу по итогам мониторинга и подготовить изменения в законодательство:
«Такое ощущение, что региональные операторы воспринимают себя как финансовые менеджеры по управлению финансами, которые собираются с населения, а не озаботились серьезно качеством вывоза мусора, утилизации, сортировки, переработки. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой».
Проект постановления, который до 28 декабря проходит общественное обсуждение, предусматривает поправки в Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства от 12 октября 2020 года № 1657. Это продиктовано, в частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который закрепил понятие вторичных ресурсов.
Установлен новый срок, к которому объекты в сфере обращения с отходами нужно привести в соответствие с Едиными требованиями, — 1 сентября 2025-го вместо 1 января 2026-го.
В 2023 году Минприроды выяснило, что среднероссийская выборка полезных фракций от массы ТКО — 7,61 процента, от потока отходов на объекты обработки — 15,4 процента.
При этом на пищевые приходится 17,7 процента, а на полезные фракции — 44,6, из них:
Президентский указ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установил ориентиры:
Один из приоритетов — утилизация отходов, то есть выборка полезных фракций и вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, что снизит объем захоронения.
Улучшить ситуацию призван и принятый 4 августа 2023 года Федеральный закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он устанавливает расширенную ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки, обязывая их самостоятельно организовать утилизацию такой продукции после утраты потребительских свойств.
«Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов», — говорится в пояснительной записке.
Не меньше 25 процентов органики в компост
В единых требованиях предложено закрепить уровень извлечения вторресурсов из отходов, направляемых на утилизацию без раздельного накопления:
При этом, если на объект обработки ТКО поступает только вторсырье, полученное при раздельном накоплении отходов, на выходе его должно быть не меньше 30 процентов, а с 1 января 2027 года — 40.
С 1 января 2026-го на объектах, где:
Причем не допускаются технологии, которые позволяют смешивать совместно и раздельно накопленные отходы перед их обработкой.
Авторы проекта отмечают, что, хотя в России отрасль сформировалась недавно, есть успешный опыт создания современных производств. Причем Минпромторг снижает долю импортной аппаратуры в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология».
Плановые и фактические показатели ее использования:
Полный запрет предусматривается только на технику из недружественных стран. Тем более что за пять лет отечественный машиностроительный сектор продвинулся вперед, а при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов предпочтение отдается российскому оборудованию.
Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО должен осуществляться вкупе с мероприятиями по охране окружающей среды и почв от загрязняющих веществ из отходов или при их взаимодействии с воздухом и осадками, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, защите от привлечения и массового скопления птиц.
Проект регламентирует и порядок вывода из эксплуатации объектов размещения ТКО после заполнения, их ликвидацию в течение двух лет, а также способы предотвращения накопленного вреда окружающей среде, например восстановление природной среды и рекультивацию земель. Планируется, что постановление вступит в силу 1 марта 2024 года.