В них были добавлены около 7000 новых видов, а число видов под угрозой исчезновения выросло примерно на 2000 и достигло около 44000. Среди животных, которые получили новые природоохранные статусы, русская выхухоль, оказавшаяся на грани полного исчезновения; дрофа (из уязвимых видов ее переквалифицировали в вымирающие) и семга (эта рыба теперь близка к уязвимому положению). Впрочем, есть и хорошие новости: сайгаки больше не считаются видом под угрозой исчезновения, а другую антилопу, сахарского орикса, после успешной реинтродукции в заповедник в Чаде вычеркнули из числа вымерших в дикой природе. С полным списком обновлений можно ознакомиться на сайте МСОП.
Одна из главных задач Международного союза охраны природы (МСОП, IUCN) — отслеживать положение десятков тысяч видов и подвидов животных, растений и других живых организмов. На основе полученной информации каждому из них присваивается один из восьми природоохранных статусов: от таксонов, вызывающих наименьшие опасения (Least Concern, LC), до находящихся на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR), вымерших в природе (Extinct in the Wild, EW) и вымерших (Extinct, EX). Несмотря на то, что списки МСОП регулярно подвергаются критике, они остаются важным инструментом при разработке и реализации природоохранных мер по всему миру.
Природоохранные статусы МСОП, от вымерших (EX) и вымерших в природе (EW) видов, до видов, вызывающих наименьшие опасения (LC). Иллюстрация: Peter Halasz / Wikimedia Commons / CC BY 2.5 DEED.
Сотрудники МСОП ежегодно пополняют списки новыми видами и пересматривают статус ранее добавленных видов на основе свежей информации об их численности. На 2023 год было запланировано два таких обновления, первое в июне, а второе в декабре. Однако в итоге было опубликовано только второе. В нем пересмотрен статус нескольких видов млекопитающих, рептилий, моллюсков и насекомых, а также многочисленных птиц, амфибий, рыб и растений. Кроме того, в список было добавлено 7000 новых видов. При этом общее число видов под угрозой исчезновения выросло на 2000 и достигло 44000.
Одно из самых заметных изменений 2023 года — повышение природоохранного статуса русской выхухоли (Desmana moschata) с вымирающего вида (Endangered, EN) до вида на грани полного исчезновения. Когда-то этот зверек был широко распространен в водоемах Европейской России и соседних регионов и даже был объектом промысла. Однако в последние десятилетия его численность резко сократилась из-за гибели в рыболовных снастях, разрушения среды обитания, а также отсутствия весенних паводков и пересыхания водоемов в результате антропогенного изменения климата. Если в 2001 году популяция русской выхухоли насчитывала 27000 особей, то сейчас она составляет всего около 4000 особей или даже меньше. Если эта тенденция продолжится, вид полностью исчезнет уже в ближайшие годы.
Еще одним видом, положение которого ухудшилось за последние годы, стала дрофа (Otis tarda). Она получила статус вымирающего вида. Несмотря на примеры успешной реинтродукции дроф в Германии и Великобритании, в целом их численность падает по всему ареалу, от Португалии и Испании до Европейской России и Китая. Основная угроза существованию этого вида — уничтожение степных экосистем под нужды сельского хозяйства. Огненная саламандра (Salamandra salamandra) и еще несколько видов хвостатых амфибий из Европы, которые считались таксонами наименьшего риска, получили статусы уязвимых (Vulnerable, VU), в основном из-за быстрого распространения смертельного для них грибка Batrachochytrium salamandrivorans, случайно завезенного из Восточной Азии террариумистами.
Согласно обновленным спискам МСОП, около четверти всех видов пресноводных и проходных рыб находятся под угрозой исчезновения в результате человеческой деятельности. У более многочисленных видов рыб дела порой идут не лучше. Например, семга (Salmo salar), которая, как предполагалось, находится вне опасности, получила статус вида, близкого к угрожаемым (Near Threatened, NT). По оценкам ихтиологов, с 2006 по 2020 год численность этих рыб упала на четверть из-за загрязнения водоемов, строительства плотин, изменений климата и проблем, вызванных массовым разведением лососей в неволе. Кроме того, европейские популяции вида, по мнению некоторых авторов, страдают из-за растущей конкуренции с горбушей (Oncorhynchus gorbuscha), завезенной сюда людьми.
А вот численность антилоп сайгаков (Saiga tatarica), которые распространены в степях и полупустынях России, Казахстана, Монголии и Узбекистана, за последние семь лет выросла на 1100 процентов, в основном в казахстанской части ареала. Если прежде этот вид считался находящимся на грани полного исчезновения, то теперь его статус был понижен до близкого к уязвимому положению. Таким образом, он больше не относится к числу угрожаемых. Другой вид антилоп, сахарский орикс (Oryx dammah) вымер в дикой природе к концу прошлого века, однако затем был реинтродуцирован в заповедник в Чаде, где начал успешно размножаться. В результате МСОП понизил статус этого вида до вымирающего. Кроме того, выросла численность средиземноморских тюленей-монахов (Monachus monachus), индийских марабу (Leptoptilos dubius) и некоторых лягушек.
МСОП далеко не всегда удается установить положение определенного вида. В таком случае ему присваивают статус, согласно которому для оценки недостаточно данных (Data Deficient, DD). Виды с неясным природоохранным статусом, как правило, привлекают мало внимания ученых, специалистов по защите окружающей среды и общественности. Между тем, моделирование показало, что больше половины из них следует отнести к угрожаемым. А среди амфибий со статусом Data Deficient под угрозой исчезновения, вероятно, находится около 85 процентов видов.