Дефицит лесных автодорог в России составляет пять тысяч километров в год, сообщали ранее в информцентре Рослесхоза. В то же время их создание и использование законом сегодня не отрегулировано, отмечали в ведомстве. Поэтому депутаты и сенаторы предложили установить в законодательстве, что такое лесные дороги, кем они могут создаваться и на каких участках. Соответствующий законопроект на днях был внесен в Госдуму. Для чего нужны правила создания «автотроп» в лесах, разбиралась «Парламентская газета».
Лесные дороги — это дороги лесного фонда, которые не предназначены для общего пользования. Иными словами, по ним, например, нельзя ездить на личном транспорте для каких-то собственных нужд. В основном это грунтовые дороги, которые работают круглый год, но есть еще зимние и дороги с твердым покрытием. Предприниматели используют лесные дороги для подъезда к делянкам и вывоза древесины. При этом им нужно следить, чтобы дороги были ровными и пригодными для проезда специальной лесной техники. Еще лесные дороги нужны для защиты леса — предотвращения и тушения пожаров, защиты от болезней и вредителей и лесовосстановительных работ.
Ежегодно в России в среднем строят шесть тысяч километров новых лесных дорог, ремонтируют и реконструируют около 11 тысяч километров — такие данные приводил в 2022 году Рослесинфорг на своем сайте. Сегодня больше всего лесных дорог строят в Красноярском крае и Иркутской области. При этом дефицит лесной дорожной сети в России составляет около пяти тысяч километров автомобильных дорог ежегодно, ранее отмечали в ведомстве.
«Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, потребность лесного комплекса в строительстве новых дорог оценивается минимум в 2,1 тысячи километров автомобильных дорог постоянного действия и свыше 9,3 тысячи километров автомобильных дорог сезонного действия», — ранее говорил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
Он также добавил, что в зоне интенсивный лесозаготовки дороги есть практически везде, а вот в зонах перспективного освоения лесов как раз ощущается нехватка.
С инициативой, закрепляющей понятие «лесные дороги» и регулирующей их создание, ремонт и эксплуатацию, выступили зампред Совета Федерации Юрий Воробьев, глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, вице-спикер Государственной Думы Алексей Гордеев, председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин и другие законодатели.
Документ подготовили во исполнение поручения президента. Он уточняет, что лесная дорога является частью лесной инфраструктуры. Такие дороги смогут создаваться не только на территории участков, осваиваемых лесопользователями, но и за их пределами.
«Это необходимо для того, чтобы можно было вывезти древесину и иные лесные ресурсы с участка до дорог общего пользования, а также проехать к используемому участку», — сообщили ранее в пресс-службе Рослесхоза.
Это повысит транспортную доступность лесов, их инвестиционную привлекательность, а также упростит логистику и сократит трудозатраты, говорится в сообщении.
Для обустройства дорог в лесах документ разрешает выборочные и сплошные рубки, если это не запрещено законом. Под лесными дорогами понимаются дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе для вывоза древесины и прочих ресурсов. Они могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными: первые создают госучреждения (или граждане и компании, но только на участках для заготовки древесины), вторые — арендаторы.
Законопроект снимает ограничения и сложности, с которыми сталкиваются компании при строительстве лесных дорог, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков.
«Очень много судебных процессов по Иркутской области, Красноярскому краю, когда компании заставляют рекультивировать земли и фактически убирать лесные дороги. Теперь мы донастраиваем наше законодательство, чтобы оно позволило абсолютно на законных основаниях с понятными процедурами выполнять проектирование и строительство дорог, по которым будет осуществляться вывоз леса», — пояснил политик.
В то же время и создание лесохозяйственных дорог будет идти в рамках единого правового поля, добавил он.
Строительство лесных дорог нужно отрегулировать в нескольких направлениях, включая тушение лесных пожаров и работу предприятий, ранее говорил в интервью «Парламентской газете» соавтор проекта, депутат Дмитрий Кобылкин.
«Компании уже давно ушли из мест, где есть подъездные пути, в глубь леса. Мы планируем дать возможность арендаторам строить дороги и включать их в инвестпроекты», — сказал депутат. Предлагаемые меры будут стимулировать инвесторов к строительству таких объектов, ранее отмечали и другие инициаторы проекта.
Принятие документа позволит «в дальнейшем обеспечить развитие сети лесных дорог как элемента лесной инфраструктуры, которые дадут возможность не только увеличить объемы заготовки древесины и иных лесных ресурсов, но и повысить эффективность охраны, защиты и воспроизводства лесов», также написал в своих соцсетях соавтор инициативы, сенатор Юрий Воробьев. Сегодня есть необходимость придать импульс к восстановлению и строительству лесных дорог, также уверен другой инициатор проекта, сенатор Константин Долгов.
«Должны быть понятные, четкие процедуры для организации этих работ, финансирования и соответствующей поддержки. И здесь государство, несомненно, должно подставить свое плечо, в частности, законодательное», — сказал он «Парламентской газете».