Российская газета посмотрела, как проверяют, чем кормят и про что рассказывают участникам конференции.
Дубай принимает Конференцию ООН по изменению климата (СОР 28) с 30 ноября по 12 декабря, на нее приехали делегации из более чем 150 стран. Почти полмесяца они будут обсуждать проблемы с климатом и их влияние на жизнь человека. Но обычный человек, если он не следит за экологической повесткой и живет в Дубае, имеет не очень много шансов понять, что здесь проходит такое глобальное мероприятие. В аэропорту Шарджа о конференции можно узнать только на стойке у выхода из аэропорта, там же можно поставить печать в загранпаспорт на память об участии в конференции.
В городе о конференции можно узнать на билбордах, но чаще они просто информируют о мероприятии или рекламируют партнеров, то есть там даже не указаны дата и место проведения. Хотя обычные люди также могут попасть на выставку.
Для участников COP28 на время проведения форума сделали бесплатный проезд на метро. Так как не все смогли снять отели близко к площадке, то среднее время поездки к месту проведения занимает 40 минут, но бывает, что и 1,5 часа. Метро здесь не то, что большое, просто немного неспешное, особенно, если сравнивать с московским. Из необычного - "первый класс", на который билеты можно купить отдельно, обычно там очень мало людей. И женские вагоны, где уже не так свободно, но все еще просторнее, чем в обычном. На этом плюсы за пределами форума заканчиваются. А что же на площадке?
С одной стороны, станция метро находится прямо у входа в Expo, где проходит мероприятие, поэтому добираться комфортно. С другой - участников настолько много, что организаторам приходится отправлять их в обход, чтобы распределить толпу. Поэтому вокруг постоянно много людей, но при этом столпотворения и давки удается избежать.
При этом небольшие регламенты меняются каждый день. Лидеры стран были на форуме с 30 по 1 декабря, основная часть участников может приходить только со 2 декабря. Так вот: 2 декабря у меня просто просветили сумку и отдельно просветили ноутбук, 3 декабря уже попросили снять еще и жакет, 4 - дополнительно осмотрели после прохода. При том, что состав сумки и внешний вид почти не менялся.
Конференция проходит в EXPO2020, площадь которого составляет 45 тыс. квадратных метров или две Красные площади. Площадка разделена на две зоны: голубую и зеленую. В общей сложности здесь более 200 стендов, поэтому на дорогу приходится закладывать много времени. Для удобства участников здесь запустили открытые электропоезда.
В голубой зоне проходят все официальные мероприятия с представителями стран, у каждой страны - участницы есть своя площадка, где проходят лекции и обсуждения помимо основной программы. В этом году особое внимание уделено социальной составляющей: дефициту питьевой воды, сложностям с медицинской помощью, гендерному равенству на форуме выделили целый день.
Культурная часть вынесена в зеленую зону, туда может получить билет любой желающий на официальном сайте. Там компании проводят свою деловые мероприятия и также представляют новинки.
Например, полиция ОАЭ представила умную фуражку, которая помогает измерить уровень стресса у сотрудника. На внутренней стороне у нее датчик, который при соприкосновении со лбом фиксирует данные по принципу умных часов, а результат сразу отправляет на планшет. В полиции ожидают, что это позволит уменьшить выгорание на работе. В будущем планируется выстроить систему, при которой данные будут сразу отправляться врачу, который сможет выписать лечение при необходимости.
Компания из ОАЭ, которая является одним из основных поставщиков электрокаров в страну, представила на выставке две собственные разработки зарядок для электрических машин. Один из экспонатов - умная зарядка для персонального использования. Во-первых, эту зарядку не надо контролировать, она автоматически перестает работать, когда машина заряжена. Во-вторых, ее можно установить на общей парковке и поставить пароль, чтобы никто другой ей не пользовался. И будет у вас персональная зарядочная станция. Второй экспонат - супербыстрая зарядка для электрокаров. Ей достаточно 2 часов вместо обычных 5-6.
Университет Джона фон Неймана (Венгрия) представил свою электрорикшу, с которой планирует выйти на рынок Индии. На кузове электрорикши установлены солнечные батареи, которые, по словам разработчиков, могут компенсировать 50% затрат на энергию. Машина может разгоняться до 50 км в час - это максимально разрешенная скорость для такого вида транспорта.
Компания TetraРak, чья упаковка считается одной из самых сложных для переработки, представила свою экоупаковку. Верхний слой теперь не белый, а цвета крафтовой бумаги. Наверное, это связано с тем, что среди потребителей существует мнение, что такая бумага экологичнее, хотя при ее производстве тратится огромное количество воды. Новая упаковка сделана на 70% из вторсырья, и во время ее производства снижен углеродный след на 15%. Как отметила представитель компании, эту упаковку только недавно разработали, поэтому найти в продаже ее нельзя.
Французская компания представила свою разработку "индивидуальный вертолет", который частично работает на электроэнергии.
Россию в зеленой зоне представляет "Плейстоценовый парк" из Якутии. Идея парка неоднозначна: затормозить таяние многолетней мерзлоты с помощью воссоздания мамонтовых степей, где в роли мамонтов будут другие животные, в том числе верблюды.
Так как экоактивизм становится уже неразрывен с протестными акциями, на COP без них тоже не обошлось. Организовали их местные студенты по согласованию с организаторами, ни одна картина не пострадала.
Бесплатного питания для участников нет, но в разных частях площадки стоит много разных кафе, в которых продаются салаты, сэндвичи и булки. Средний чек за сэндвич и кофе - 55-60 дирхам (1,5 тыс. руб.).
В первые дни бесплатно раздавали воду, позже ее стали продавать за 1 дирхам, но есть питьевые фонтанчики, где можно налить себе воды бесплатно. На площадке можно купить и алкоголь. За бутылку розового, красного или белого вина просят 150 дирхам, за бокал - 60. Могут налить и водки - за 60 дирхам.
Цена еды, в принципе, средняя для места проведения. То есть в городе средний чек за блюдо и напиток в кафе будет 50-100 дирхам, но я живу в индийском районе старого города (1,5 часа от площадки на метро), поэтому мой ужин обходится мне в 20 дирхам (520 рублей). Так это еще и с салатом!
В общем, тормозить изменения климата - дело недешевое, как и участие в конференции, этому посвященной.