Авторами инициативы выступили зампред Совета Федерации Юрий Воробьев, глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, вице-спикер Государственной Думы Алексей Гордеев, председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин и другие парламентарии.
По мнению разработчиков, нынешнее законодательство не регулирует должным образом содержание лесных дорог и не определяет права заинтересованных арендаторов. В связи с этим законодатели считают необходимым стимулировать инвесторов к строительству таких объектов.
Так, Лесной кодекс предлагается дополнить главой о лесных дорогах, определив их как дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе для вывоза древесины и прочих ресурсов. Такие дороги могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными: первые создает государство (или граждане и компании, но только на участках для заготовки древесины), вторые — арендаторы. Для их строительства допускается выборочная и сплошная вырубка деревьев, если она не ограничена и не запрещена законом.
Документ доработали с учетом замечаний Правительства — нововведения депутаты анонсировали еще в октябре 2022 года. Правоотношения в области лесных дорог будет регулировать уполномоченный федеральный орган власти, который уточнит особенности всех процедур. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2025 года.