Сергей Афанасьевич Зимов, известный российский ученый и автор "Российской газеты", на страницах которой он впервые рассказал о "Плейстоценовом парке" как о своем уникальном проекте и о своем реальном детище в приполярной Якутии, с центром в поселке Черский на берегу студеной Колымы. И много о чем еще...
На сей раз он свою сенсационную статью предваряет так.
"...Повод вам написать: был в Москве на форуме "Сделано в России". На секции 2040 докладывали в том числе идею "Плейстоценового парка". Послушал людей. В вопросах климата у очень многих специалистов уровень девочки Греты. Под впечатлением вернулся в "Дикое поле" и сел писать. Из дома не выходил, подъел все (время военное, сухари были, кофе и сигарет в доме много). Сегодня закончил. Получилось что-то с элементами фронтовой агитки. С названием и рубриками не мудрил. Надеюсь на редакцию.
Вам - здоровья! Но берегитесь сами. Ваш Сергей Зимов".
Катастрофы - это наша норма. Широкие речные долины, похоже, созданы, чтобы раз в сто лет пропустить рекордный паводок. А толстые стволы деревьев - чтобы выдержать тот свирепый ураган, который случается раз в жизни. Климатические катастрофы редко помнят даже старожилы. Но их почему-то боятся все.
Возглавив борьбу с глобальным потеплением климата, Запад обещает, опираясь на свой научный потенциал, спасти цивилизацию от страшной климатической угрозы. Это сегодня главное оправдание претензии Запада на гегемонию, оправдание его права на перераспределение мировых ресурсов, права, управляя климатом, управлять миром. Про обязанности больше молчат. Помалкивают.
В Кении 4-6 сентября проходил первый в истории Африки климатический саммит. Вклад Африки в глобальное потепление ничтожен. Страны Африки борются с неоколониализмом и стремятся к суверенитету. Но высокопоставленные западные участники саммита в очередной раз пообещали большие кредиты, и все страны Африки подписали декларацию, в которой обязались развивать "зеленую" экономику.
А через 5 дней после этого в Нью-Дели был саммит G-20. На нем все страны подтвердили свою приверженность достижению углеродной нейтральности к середине столетия и обязались в следующем году создать в сумме $4 000 000 000 000 "зеленый" климатический фонд (интересно, вклад России будет в рублях или из арестованных валютных резервов?). Мир расколот, но "зеленая" повестка до сих пор едина.
Глобального потепления боятся многие (или делают вид, что боятся):
"Люди страдают. Люди умирают. Целые экосистемы рушатся" (Грета Тунберг).
"Изменение климата уже здесь. Это ужасно. И это только начало. Эпоха глобального потепления закончилась: наступила эпоха глобального кипения. Воздух непроходим. Жара невыносимая" (Генеральный секретарь ООН).
"Вместо ядерной войны надо бояться изменения климата" (президент США).
А вот россияне потепления не боятся. Я уже об этом писал в "РГ". Почти все россияне, и богатые, и бедные, хотят и даже мечтают сменить климат на более теплый. И готовы ради этого годами копить деньги, чтобы купить домик "на югах" и сменить климат. Или хотя бы "на недельку до второго...".
Земля России лежит на краю и за краем зоны земледелия. Где-то снимают по 4 урожая и прокормиться можно на 6 сотках, а корове нужно всего полгектара пастбищ, и она круглый год на зеленой травке. А нам при наших скромных урожаях нужно пахать и пахать. Надо косить и сушить сено, а потом возиться с навозом. А нашим северным оленеводам, чтобы прокормить одного оленя, надо 100 га пастбищ.
Россия - территория борьбы с суровым климатом, территория аврального труда. А еще, когда дороги заметет, надо было уметь неделями лежать на печи, экономя силы и пищу.
Потепление - это неосознанное желание и стремление россиян, и когда нам навязывают борьбу с потеплением, возникает нормальная реакция отторжения. Давайте разбираться.
Содержание СО2 в атмосфере сегодня 0,042%. По весу в пересчете на углерод это приблизительно 900Гт (Гигатонн, млрд тонн), и каждый год его прибавляется по 5 Гт. В течение последних 11 000 лет, пока не появились паровозы, содержание углерода в атмосфере держалось относительно стабильно, около 600 Гт.
Сегодня в среднем каждый житель планеты за день сжигает 4,3 кг ископаемого топлива. Это 3,4 кг углерода (углеродный след среднего россиянина составляет 3,1 кг в год). С этой оценкой, наверное, легко согласятся все, у кого есть автомобиль или запасы угля на зиму. Это, казалось бы, немного, но людей на планете 8 млрд. В сумме на всех за год получается 10 Гт. В пересчете на дрова это будет поленница длиной километр, шириной километр и высотой 40 километров.
СО2 очень хорошо растворяется в воде. Океан и атмосфера - это сообщающиеся сосуды, которые все время обмениваются СО2 так, чтобы парциальное давление СО2 в них было одинаково. Мы каждый год выбрасываем в атмосферу 10 Гт углерода. Здесь содержание СО2 становится больше, чем в океане, и 5 Гт перетекает в океан. А в атмосфере каждый год прибавляется по 5 Гт. А вулканы? Вулкан - это как воровская "кукла" - толстая пачка денег, где настоящие купюры лежат только сверху и снизу, а между ними - нарезанная бумага. Вулкан только выглядит громадной дымящей трубой, но в нем ничего не горит, он плюется мельчайшими каплями расплавленной лавы. Это не дым, а пепел. Когда с развалом СССР остановилось много заводов и сократились выбросы СО2, это тут же отразилось на атмосфере - рост концентрации СО2 соответственно замедлился.
Глобальная сеть мониторинга СО2 ведет наблюдения с высокой точностью. Она это тут же зарегистрировала. А даже при самых мощных извержениях вулканов изменений концентраций СО2 не отмечается.
На фоне глобальной эмиссии в 10 Гт леса России (45 Гт) выглядят скромно. Больше всего запасают углерода молодые осиновые леса (до тонны углерода на гектаре в год). Даже если такими лесами мы засадим все сельхозземли, пастбища, пустоши и тундры, мы углеродный след России (0,46 Гт/год) не закроем.
А теперь вернемся в СССР. Народ тогда пугали кислотными дождями, которые губили леса и архитектурные памятники. А еще из-за связанного с этим аэрозольного загрязнения атмосферы наблюдалось ее охлаждение. За последние полмиллиона лет на планете было 4 долгих периода оледенений, разделенных короткими потеплениями. Мы уже 11 000 лет живем при таком потеплении. Пора начаться новому похолоданию.
Климатология долгие годы была описательной наукой. Главный советский климатолог М.И. Будыко первым построил карты энергетического баланса всей атмосферы и создал модель, позволяющую рассчитывать энергетику и динамику климата. Он оценил вклад в тепловой баланс главных факторов - альбедо и парниковых газов. Альбедо - это какую часть энергии солнца отражает земля. Наша атмосфера прозрачна для видимого света, приходящего от солнца. Часть потока поверхностью земли отражается и опять уходит в космос, не влияя на климат, а часть - поглощается. Поверхность из-за этого нагревается. За счет этой энергии и работает климатическая "машина".
Часть этой энергии уходит на нагрев приземного воздуха, он становится легче, и в атмосфере возникает конвекция. Часть тепла тратится на испарение воды. Потом этот пар где-то конденсируется, превращается в капельки и кристаллы облаков и отдает воздуху скрытую в нем энергию. Кроме этого, нагретая поверхность земли начинает излучать невидимые инфракрасные волны. Молекулы водяного пара, СО2 и метана эти волны поглощают и не дают им уйти в космос. Атмосфера из-за этого нагревается, и чем больше этих газов, тем сильнее.
Вода, леса, заросли кустарников - темные, они поглощают до 90% энергии солнца. Поля и пустыни значительно светлее, а снег, лед и облака - белые и отражают до 90%. М.И. Будыко показал: если всю землю покрыть снегом и льдом так, чтобы альбедо земли увеличился от сегодняшних 0,32 до 0,8, то средняя температура земли снизится от +15 до -60 . А если учесть, что при этом исчезнет парниковый эффект водяного пара, то до -87 . А еще он показал, что сам по себе тепловой эффект повышения концентрации СО2 относительно невелик, но связанное с этим небольшое потепление значительно меняет альбедо Земли: в высоких широтах тает снег, ледники и морские льды. Земля становится темнее и сильнее нагревается солнцем. Из-за этого таяние льда и снега еще больше ускоряется, из-за этого земля еще больше темнеет и нагревается - включается положительная обратная связь.
Климатическая революция произошла в 1971 году, когда в Ленинграде на симпозиум собрались ведущие климатологи из 20 стран. Тогда М.И. Будыко сообщил, что по результатам его исследований глобальное потепление, связанное со сжиганием ископаемого топлива и ростом СО2, неизбежно. "Это вызвало взрыв негодования, все явно демонстрировали крайнее нерасположение к докладчику. Разумеется, никто и не думал больше о том, чтобы благодарить организаторов. Несколько очень известных ученых выступили, сказав, что человеческая деятельность не может оказать никакого влияния на климат, что изменение климата непредсказуемо и что внедрять в умы такие идеи совершенно недопустимо".
М.И. Будыко тогда же опубликовал свои прогнозные графики изменения глобальной температуры и ледовитости северных морей на 100 лет вперед. И именно в это время началось глобальное потепление. И уже через несколько лет стало видно, что климат меняется в соответствии с графиками ученого, а через 20 лет это стало очевидно большинству климатологов.
В 1991 году под эгидой ООН и руководством М.И. Будыко вышел первый доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Началась эра глобального потепления. (Можно даже сказать - эра Будыко.)
Прошло свыше 50 лет со дня публикации графиков М.И. Будыко, но мы и сейчас видим поразительное совпадение его прогнозов - и по температуре, и по осадкам, и по ледовитости морей - с реальными изменениями. Ни в одной сложной области: ни в климате, ни в политике, ни в экономике никто и никогда не давал столь многолетний и точный прогноз. Управлять климатом с помощью аэрозолей (то, к чему готовятся в США) и управлять климатом с помощью изменения альбедо снега и ледников - это тоже рассчитал и предложил впервые М.И. Будыко. Его расчеты лежат и в основе теории ядерной зимы.
Как отмечал М.И. Будыко, главная сложность в расчетах климата - это прогноз облаков. Они очень динамичные и сильно влияют на альбедо Земли. Сегодня появилось множество сложных математических моделей климата. Но облака и они предсказывают плохо, поэтому современная западная климатология в глобальных оценках ничего нового по сравнению с работами Будыко 50-60-летней давности не сказала.
В 2019 году на северо-востоке Якутии, где особенно много древних почв и где этого с волнением ждали, мерзлота начала таять. После этого скорость роста концентрации метана в атмосфере планеты удвоилась. Это дополнительно усиливает потепление. Получается обратная связь в квадрате. Глобальное потепление может быть сильнее, чем 50 лет назад предсказывал Будыко. Мерзлота проснулась, и теперь, даже если "занулить" нашу эмиссию СО2, потепление продолжится.
СССР был абсолютным лидером в вопросах климата. Новой России стало не до климата, и сегодня великого и самого титулованного климатолога, "отца глобального потепления" вспоминают редко, и если верить Википедии, то у него остался только один ученик. И произошло это в первую очередь потому, что западный "зеленый" курс принципиально противоречит учению Будыко и "зеленой" повестке СССР.
Вот краткое содержание последней небольшой статьи М.И. Будыко, вышедшей в 2002 году после его смерти. Это то, что он завещал потомкам. Нам то есть. Читаем внимательно.
В прошлом содержание СО2 в атмосфере было во много раз выше, чем сегодня. Климат был более теплым и влажным. Фотосинтез в экосистемах был более мощным. На протяжении эволюции биосферы содержание СО2 снижалось, парниковый эффект ослабевал и температура воздуха снижалась. Это приводило к развитию оледенений и снижению фотосинтеза. Во время максимума последнего оледенения (18 тыс. лет назад) содержание СО2 приблизилось к 200 миллионным долям. Это близко к двум критическим значениям. Еще немного - и оледенение всей планеты. А еще из-за нехватки СО2 "задохнулись" бы все растения. Биосфера была близка к гибели. Похолодание климата наиболее сильно происходило в высоких широтах. А в тропиках температура менялась мало. Из-за большого перепада температур между Арктикой и тропиками возникала зона высокого давления с малым количеством осадков - появлялись пустыни.
Через несколько десятилетий концентрация СО2 должна удвоиться, а температура повыситься на несколько градусов. Из-за быстрого потепления может возникнуть множество проблем. Чтобы избежать этих недоказанных катастроф, нам предлагают остановить выбросы СО2 и ввести квоты на углеродное топливо. Но это создаст экономическую катастрофу. Приоритетная сегодня задача - предотвращение катастрофического голода и сохранение народонаселения. Более обоснованным решением будет воспользоваться ростом СО2. Это дает возможность вернуться в эпоху более плодородной биосферы.
Сжигая запасы угля и нефти, человек восстанавливает химический состав древней атмосферы. Происходящий сейчас процесс можно рассматривать как "омоложение" биосферы, т.е. восстановление природных условий с теплым климатом на всех широтах. И с высокой продуктивностью.
На Западе рост СО2 - катастрофа, а у Будыко в этом благо. Высказывание еще одного крупнейшего провидца - К.Э. Циолковского, человека, показавшего дорогу в космос: "Опыты показывают, что наиболее благоприятное количество углекислого газа должно быть в десятки раз больше существующего (0,03 процента)... его можно и вообще увеличить в воздухе через сжигание ископаемого угля, торфа и нефти".
Для нашей страны и для всей биосферы рост СО2 и потепление - это благо, вопрос лишь, с какой скоростью двигаться в этом направлении, чтобы избежать потерей и рисков.
Пока все происходит по прогнозу М.И. Будыко. В нашей стране потеплело в 2,7 раза сильнее, чем в среднем по планете. Потепление идет весьма гуманно. Оно сильнее всего там, где ему особенно рады - на севере Сибири. В Арктике моржей и белых медведей стало больше. Косули проникли за полярный круг к западу и к востоку от реки Лена...
В тропиках, как предсказывал М.И. Будыко, температура изменилась мало. А в Индии даже стало немного прохладнее (если в среднем по планете потеплело на 1 градус, а на севере при этом на 3-4 градуса, - так и должно быть).
Человек стал во многом разрушителем биосферы. Но среди всех биологических видов только человек научился возвращать из недр украденный у биосферы углерод. Этим мы возвращаем свои долги природе.
Сергей Афанасьевич Зимов, известный российский ученый и автор "Российской газеты"