В чем идея документа, почему он актуален именно сейчас и как реализация его рекомендаций способна изменить рынок пластиковой упаковки — в материале «Известий».
Почти два года назад Российский экологический оператор передал на изучение в Минпромторг России перечень тех видов продукции, которые не должны производиться и использоваться в силу сложностей с их утилизацией или переработкой. В список попали 28 самых разных товаров и видов упаковки из пластика, которые изначально предлагалось запретить и заменить в основном на стекло, алюминий и бумагу.
Однако регулятор применил более взвешенный подход, принятый в правительстве, в том числе при поддержке зампреда по вопросам экологии Виктории Абрамченко, в отношении таких вопросов. Во избежание негативных последствий для экономики, таких как закрытие целых производств и сокращение рабочих мест из-за глобальной перестройки системы, судьбу документа обсуждали все заинтересованные стороны: производители и потребители упаковки, переработчики отходов, представители отраслевых ассоциаций.
В результате финальная редакция «списка 28», составленная по итогам этих обсуждений, — это не запретительный документ, а, по сути, коллегиальный взгляд на рынок в перспективе, стратегическое видение развития отрасли. На данный момент перечень состоит из 23 позиций и включает в себя шесть видов упаковки, на которые вводится ограничение с 2024 года, еще 17 видов могут подпасть под ограничение с 2030 года по результатам дополнительных обсуждений и анализа. При этом предлагаемые замены — также из пластика, но пригодного для вторичной переработки.
Главная задача «списка 28» — привести рынок к отказу от материалов и изделий, непригодных к переработке для последующего возврата в экономический цикл. В связи с этим предлагается постепенно отказываться от упаковки из многокомпонентных материалов, сложно поддающихся переработке, или не перерабатываемых вовсе, в пользу упаковки из монокомпонентных материалов преимущественно из пластика с потенциалом к рециклингу.
Например, со следующего года с рынка уйдет цветная ПЭТ упаковка, в которой цвет играет исключительно маркетинговую роль, а не ставит себе задачу сохранения качеств продукта и при этом усложняет переработку. На полках останутся полупрозрачные ПЭТ бутылки голубого, зеленого, коричневого и черного цветов, потому что они увеличивают срок годности и сохраняют потребительские качества товара. Останутся в ходу и непрозрачные ПЭТ бутылки, но только белого цвета для молочной продукции.
Вместо многослойных ПЭТ бутылок на рынке останутся однослойные, а этикетку из ПВХ на них придется менять на другой материал. Останутся в прошлом и многослойные капсулы для кофе, и полимерные контейнеры с металлической крышкой. Всё это будет заменено на монорешения из пластика.
Аналогичной судьбы с 2030 года могут ждать и многослойные тубы для зубной пасты, сетки для овощей и фруктов, многокомпонентные упаковки дойпак, флоупак и т.д.
Выбор в пользу монокомпонентных полимеров, по мнению экспертов отрасли, повысит спрос переработчиков на такую продукцию и увеличит объемы переработки отходов.
Безусловно, переход на новые материалы и подходы — процесс непростой и с технологической, и с экономической точки зрения. Как справится с этим отрасль с учетом сложностей, которые пришлось переживать всем секторам экономики в последние полтора года из-за санкционного давления?
Эксперты считают, что рынок готов к такому переходу. «Такие инициативы, как «список 28», своевременны. Сегодня мы действительно можем заботиться о нашей экологии и даже можем обгонять многие страны по различным экологическим программам, — считает доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени Ломоносова Максим Чирков. — По большому счету эффект санкций, которые были введены в 2022 году, с моей точки зрения, уже исчерпывается. Понятно, что оборудование и товары завозятся по системе параллельного импорта и по обычному импорту. Поэтому возврат к экологическим программам, безусловно, осуществим, учитывая, что российским производителям в том числе для этих программ нужно будет соответствующее оборудование. Они уже могут и сами много выпускать, и у них будет правильное направление для развития».
Притом уход крупных западных брендов с рынка, с одной стороны, сузил ассортимент упаковки, с другой — создал условия для роста отечественных производителей. И российский рынок упаковки дал ответ: в 2022 году он вырос на 5% и оценивается в 1,4 трлн рублей. В этом году эксперты ждут рост не ниже показателей прошлого года. Полимерная упаковка в структуре рынка, по разным оценкам, занимает 34–38%.
Вместе с тем в России производится немало видов пластика, пригодного к переработке. В частности, крупнейший представитель нефтехимической отрасли «Сибур» инвестирует именно в развитие перерабатываемых полимеров и производит материалы с использованием вторичного пластика, которые затем используются в производстве упаковки. Так, в бутылки из материала Vivilen, изготовленного на предприятиях компании с добавлением переработанного пластика, разливают воду некоторые производители Сибири и Урала. Пивоваренная компания AB InBev Efes весной этого года начала выпуск продукции в бутылке из переработанного пластика. Unilever в России почти на 70% за год нарастила количество выпускаемых косметических продуктов в упаковке из вторичного пластика. Компания PepsiCo, крупнейший в России производитель напитков и продуктов питания, использует для воды «Аква Минерале» пластиковые бутылки, произведенные из 100% переработанного ПЭТ.
При этом компания вкладывается и в технологии переработки. Например, развивает технологии химолиза и термолиза, которые позволят без сортировки перерабатывать полимерные отходы в первичное сырье. «Мы можем даже не разделять пластиковые отходы по разным бакам, а путем термолиза и химолиза осуществлять разложение на первичные фракции для повторного использования полимеров, — поясняет Павел Ляхович, исполнительный директор нефтехимического холдинга. — У нас в следующем году будет принято инвестиционное решение, а через еще два года, я думаю, появится установка, которая посредством термического разложения будет вовлекать вторичный пластик заново в производство первичных фракций».
Сложности перехода на новые материалы связаны не только с некоторой ригидностью рынка, но и с объективным положением дел. И в первую очередь это касается сбора, сортировки и переработки пластиковых упаковок.
«Поскольку большая часть пластика может быть переработана, нужно, чтобы в процесс оказались вовлечены все игроки рынка — от производителей и торговых сетей до конечных потребителей, — комментирует 1-й заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по экологии и устойчивому развитию Николай Доронин. — Но недостаточно просто поставить контейнеры для раздельного сбора мусора и пропагандировать его, надо, чтобы необходимыми ресурсами обладали региональные операторы по обращению с отходами, которые, как предполагается, будут отвечать за них. Необходимы инвестиции и с их стороны в системы сортировки и переработки».
Сейчас в России до переработки доходит всего около 10–12% отработанного пластика, в то время как в Европе этот показатель достигает 50%. К 2025 году в ЕС планируют собирать на переработку более 77% пластиковых бутылок, а к 2029-му — до 90%. Мировой рынок переработки пластика оценивался в $45,5 млрд в 2021 году. К 2026 году его объем, по прогнозам аналитиков, превысит $65 млрд (рост на 7,5%). На увеличение рынка влияет не только высокий спрос на пластик, но и государственные инициативы по сокращению пластиковых отходов.
Эксперты уверены, что у России есть потенциал в части переработки пластика во вторсырье. По данным Минприроды РФ, уже сейчас работает около 80 заводов по переработке пластика, а в будущем году появится еще более двухсот предприятий по переработке отходов.
И в процессе перехода немаловажна роль господдержки. Сейчас уже реализуются «зеленые закупки», когда государство при выборе поставщика учитывает не только цену, но и соответствие экологическим требованиям. Экологический сбор, который вносят производители, не осуществляющие самостоятельную утилизацию отходов, увеличится для «отстающих» в переходе на экопродукцию. Ответственные производители планируют добиваться расширения комплекса мер экономического стимулирования.
При этом потребительские качества товаров из переработанного пластика остаются на высоком уровне, что важно для производителей товаров и их покупателей. Многочисленные экспертизы и проверки свидетельствуют, что они не пострадают.
«Качества, которые делают пластик эффективной упаковкой, сохранятся и в современных технологичных марках, имеющихся на рынке и разрабатываемых на перспективу ведущими компаниями отрасли», — комментирует Николай Доронин.
Сокращение пластиковых отходов, которые сложно переработать, будет происходить за счет замещения на перерабатываемые и востребованные полимерные материалы, и потребитель от этого только выиграет, резюмирует эксперт.
Выиграет и бизнес: ритейлерам не придется пересматривать свои возможности по транспорту, складским помещениям и логистическим маршрутам, так как они продолжат работу с пластиковой упаковкой.